Или как настраивать других на продуктивную работу и самому оставаться эффективным
Недавно заметил за собой -- других могу смотивировать, настроить, правильно направить, дать хороший совет, а сам иногда торможу или простую вроде задачу не могу сделать. Причём коллеги иногда с круглыми глазами уходят после моих объяснений и говорят — «Так понятно объяснил! Спасибо! «, «Вот теперь знаю зачем это делать!» И по качеству и скорости работы вижу улучшения.
А у самого бывает даже такое — иду к начальнику отчитаться по работе и в ходе разговора понимаю, что очевидные вещи упустил, допустил ошибки, которые сам у других легко замечаю. Как так?
Этот пост пишу специально, чтобы разобраться в себе. Согласно системному подходу — заметил проблему, навожу туда «камеры» своего внимания, далее с помощью мышления письмом разбираю проблему и смотрю как можно решить.
В чем же проблема? Сапожник без сапог?
Если взять на вооружение понятие ролей в проектах, то становится ясно откуда корни проблем.
Вот смотрите: когда я мотивирую, наставляю или объясняю зачем делать, как делать, я встаю в различные роли, это точно не одна роль и роли меняются в ходе разговора. Например, распишу примерный разговор с описанием ролей.
Пример
Коллега (не может встать в роль секретаря): Не могу сделать задачу -- написать протокол совещания.
Я (встаю в роль лидера): Давай разберёмся — что мешает?
К (не знает в какую роль встать): Я не знаю как сделать.
Я (встаю в роль учителя): Давай научу. Возьми в той папке на общем диске отдела шаблон (показываю на своём компьютере), вставь фамилии, должности, отделы тех, кто присутствовал на совещании, распиши основные вопросы, которые обсуждались и напиши какие решения приняли. Можешь воспользоваться этой видеозаписью совещания, чтобы не упустить ничего.
К (не знает как встать в роль системного инженера): А как понять что важно, а что не важно в совещании и как на пункты в постановляющей части назначить исполнителей? Кого именно?
Я (встаю в роль наставника): Составь протокол как можешь, а потом вместе посмотрим и я помогу с исполнителями и важными пунктами. (Тут могу встать в роль операционного менеджера) Только помни, надо сегодня до 17:00 отправить этот протокол на согласование, поторопись.
Всё. Далее коллега идёт, встаёт в нужные роли и делает быстро работу. Сейчас после курса по ролевым моделям, я стал дополнительно объяснять сотрудникам в какую роль им надо вставать, с помощью каких практик сделать и какой рабочий продукт получится в итоге. После некоторых таких объяснений многие задачи стали выполняться без моей подсказки и заметил рост мотивации и постоянная положительная обратная связь.
К: «Почему никто мне раньше так хорошо не объяснял)) «
Но вернёмся в заголовку и моей проблеме
Контринтуитивно — для самого себя встать в роль лидера, наставника, менеджера тяжелее. Вроде бы понимаешь — твою работу никто не выполнит за тебя и просто надо встать в нужные роли и с помощью практик сделать нужный рабочий продукт. Сказать легко, но сделать не просто))
Я, конечно, частично выхожу из ситуации тем, что раздаю как можно больше задач другим, но некоторые поручены лично мне или только я могу сделать.
Когда я не делаю поставленных мне задач — я в роли прокрастинатора)) У меня отлично получается)). Хотя вот сейчас пишу текст и понимаю — надо отказаться от этой роли. Мне же она мешает. Работа стоит, руководство не потерпит безответственности. В целом работа группы идёт, и я вроде бы с одной стороны «двигаю» работу, улучшаю, когда другим разъясняю, показываю как делать и что делать, а сам свои задачи откладываю, «торможу» работу.
Может я слишком строг к себе? Через какое-то время я всё-таки уговариваю себя и выполняю задачу. Причем теми же методами, что даю другим — разбей большую задачу на более мелкие, оцени что нужно получить в итоге, определи практики, выдели роли.
Сам себе я в основном оставляю самое сложное, либо мне поручают более серьезные задачи, где ответственность выше. В известных областях я могу быстро сориентироваться, а в новой, сложной требуется больше времени на размышление, на определение — а что же собственно там нужно сделать. Поэтому при проговаривании задачи с начальником получается осмыслить задачу — в ходе мышления проговариванием. Но нужно также использовать мышление письмом и моделированием.
Вместо вывода
Так и запишем — если у вас ситуация такая же как у меня -- получается всем всё чётко объяснить, но свои задачи откладываете, то нужно начать с признания факта — я сейчас прокрастинирую и не могу взяться за задачу. Тут надо подумать насколько она важна. Если важна, то с помощью одной из практик мышления (а лучше со всеми): проговариванием, письмом[1] или моделированием начать описывать задачу, почему нет решения, что мешает начать делать, какие ощущения в теле. Тут или знаний нет в области, или не понятно зачем делать, или просто устал и нужен перерыв. В зависимости от вышенаписанного — идти изучать направление, определять целевую систему или пойти попить чай/кофе, на турники, поприседать.
А с простыми задачами — всё-таки делегировать по-максимуму тем, кто выполнит лучше, не расходовать мыслетопливо и время. Ошибки бывают, так как перегружаю мозг сложной задачей, а простые хочется выполнить по-быстрому и вернуться к «глобальным» проблемам проектной группы))
Вот как-то так себе объяснил. Буду рад обратной связи! Может из внимания что-то ушло и вы дадите мне совет куда «копать»))
[1] — по ссылке руководство по мышлению письмом
Тут пока писал пост пришла идея -- руководство по мышлению письмом есть в ШСМ (кстати моя работа, но уже надо переделывать), а по мышлению проговариванием и моделированием нет. записал себе в to-do!
#познавательное
#интересное
#мышление письмом
#сапожник без сапог