Обучаясь читать, ребенок сначала читает по слогам, затем к слогу подключаются целые слова, а потом постепенно ребенок начинает читать целыми словами. Самое важное – научить ребенка правильно читать.
Секрет здесь прост – при изучении букв, ребенок должен называть звук, который обозначен этой буквой. Это самый первый шаг к правильному чтению! Все взрослые знают алфавит и учат с ребенком буквы: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ и т.д. И ребенку, который запомнил, что это буква Бэ, очень трудно потом прочитать слог БА! Он называет буквы БэА и не получается у него БА! Злятся родители – не можешь такой простой слог прочитать! Переживает ребенок, буквы-то знает, а читать не получается! Чтобы такого не произошло ребенок должен называть звук, а не букву. Как правильно называется буква, он узнает! Но для правильного чтения нам нужен звук. Не Бэ, а Б, не Вэ, а В, не Гэ, а Г. Первый шаг к быстрому и правильному чтению – правильное обучение.
Следующий шаг – это тренировка в чтении слогов. Для отработки навыка читать слоги можно использовать различные слоговые таблицы. Их очень много в интернете, но можно составить и самим вместе с ребенком. Можно написать слоги, можно приклеивать буквы и получать из них слоги. Чтобы ребенок привыкал к осознанности, используйте прием цветной маркировки. После прочтения слогов, попросите ребенка обвести или раскрасить красным цветом слог МА, желтым цветом – слог МО, синим цветом – слог МЫ и т.д. Попросите ребенка придумать слова на эти слоги. Какое слово начинается на МА? А какое слово получится из слогов ЛО и МЫ? Игр со слогами можно придумать много.
Третий шаг – научить ребенка читать слова целиком. Начните с маленьких слов из трех букв – дом, лес, кот, сок и др. Затем появляются слова из четырех – каша, мыло, роза, ноты и т.д. Слова можно написать на карточках. Можно сделать простую игру. Ребенок читает слово и подбирает к нему картинку. Чтение должно быть осознанным. Например, перепутайте слова и картинки – пусть ребенок разложит парами правильно.
Когда ребенок будет уверенно читать слова, можно из этих слов составлять предложения. Это четвертый шаг. Сначала взрослый показывает, как можно составлять предложения, а потом пусть пробует ребенок. Например, какое предложение можно составить из слов МАША и ВАЗА? В предложениях также можно использовать маркировку цветом. Если используете напечатанные предложения, тот попросите ребенка подчеркнуть в определенные слова, используя для этого разные цвета для разных слов.
После предложений, переходим к чтению текстов. Это пятый шаг. Тренировать чтение необходимо на простых текстах. Важно, чтобы ребенок понимал все слова. Поэтому при чтении необходимо просить ребенка объяснить значение какого-либо слова. Можно брать тексты из букварей, можно использовать книги для чтения после азбуки.
Важное условие при обучении чтению – это не время, а количество! Не заставляйте ребенка читать долго! Проведите с ним две-три игры, но два раза в день. Это лучше, чем пять игр-тренировок за один раз.
Все затраченные нами усилия, не пропадут даром! Ведущий вид деятельности у дошкольника – игра. А игр с буквами, слогами, словами очень много. Было бы желание! Удачного вам обучения!