Сергей Васильевич Рахманинов - русский композитор, пианист-виртуоз и дирижер позднего романтизма. В его ранних произведениях прослеживается влияние Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского и других русскихкомпозиторов, которые позже уступили место индивидуальному стилю, отличающемуся песенной мелодичностью, выразительностью и богатой оркестровой красочностью. Родившись в музыкальной семье, Рахманинов начал играть на фортепиано в четыре года. Он окончил Московскую консерваторию в 1892 году, написав уже несколько фортепианных и оркестровых произведений. В 1897 году, после негативной критической реакции на его Симфонию № 1, Рахманинов впал в четырехлетнюю депрессию и мало сочинял, пока успешная поддерживающая терапия не позволила ему завершить с энтузиазмом принятый Концерт № 2 для фортепиано с оркестром в 1901 году. Шестнадцать лет Рахманинов дирижировал в Большом театре, переехал в Дрезден, Германия, и впервые гастролировал по США. Рахманинов часто использовал фортепьяно в своих композициях, и он исследовал выразительные возможности инструмента через свои собственные навыки пианиста.
После революции в России Рахманинов и его семья покинули Россию. Они поселились в Нью-Йорке в 1918 году. Из-за того, что его основным источником дохода было фортепиано и дирижирование, требовательные графики гастролей привели к тому, что он стал меньше уделять сочинительству. С 1918 по 1943 год он завершил всего шесть работ, в том числе «Рапсодию на тему Паганини», «Симфонию № 3» и «Симфонические танцы». К 1942 году его слабое здоровье привело к его переезду в Беверли-Хиллз, штат Калифорния. За месяц до смерти от меланомы на поздней стадии Рахманинов получил американское гражданство. На стиль Рахманинова изначально повлиял Чайковский. Однако к середине 1890-х его композиции стали приобретать более индивидуальный тон. Его Первая симфония имеет много оригинальных черт. Его жестокие жесты и бескомпромиссная выразительность были беспрецедентными в русской музыке того времени. Его гибкие ритмы, разносторонний лиризм и строгая экономия тематического материала - все это он сохранил и усовершенствовал в последующих работах. После плохого приема симфонии и трех лет бездействия индивидуальный стиль Рахманинова значительно развился. Он начал склоняться к пышным гармониям и широким лирическим, часто страстным мелодиям. Его оркестровка стала более тонкой и разнообразной, а текстуры тщательно контрастировали. В целом его текст стал более лаконичным.
Особенно важно использование Рахманиновым необычно широко расположенных аккордов для звуков колокольчика: это происходит во многих произведениях, в первую очередь в хоровой симфонии «Колокола», Втором фортепианном концерте, ми-бемоль мажор Этюд-Табло (соч. 33, № 7) и прелюдия си минор (соч. 32, № 10). «Недостаточно сказать, что церковные колокола Новгорода, Санкт- Петербурга и Москвы оказали влияние на Рахманинова и занимают видное место в его музыке. Это самоочевидно. Что необычно, так это разнообразие колокольных звуков и широта структурных и других функций они выполняют. "Также он любил русские православные песнопения. Наиболее заметно он использовал их во время вечерни, но многие из его мелодий берут свое начало в этих песнопениях. Начальная мелодия Первой симфонии основана на песнопениях. (Начальная мелодия Третьего фортепианного концерта, с другой стороны, не является производной от песнопений; когда его спросили, Рахманинов сказал, что «она написана сама собой».)
Часто используемые мотивы Рахманинова включают Dies Irae, часто просто фрагменты первой фразы. Рахманинов прекрасно владел контрапунктом и фугасным письмом благодаря занятиям с Танеевым. Вышеупомянутое появление Dies Irae во Второй симфонии (1907 г.) является лишь небольшим примером этого. Для его письма очень характерен хроматический контрапункт. Этот талант сочетался с уверенностью в письме как в больших, так и в малых формах. Третий фортепианный концерт особенно демонстрирует структурную изобретательность, в то время как каждая из прелюдий вырастает из крошечного мелодического или ритмического фрагмента в тугую, сильно вызывающую воспоминания миниатюру, кристаллизуя определенное настроение или чувство, используя сложность текстуры, ритмическую гибкость и острый хроматический оттенок. гармония. Его композиционный стиль начал меняться еще до того, как Октябрьская революция лишила его родины. Гармоническое письмо в «Колоколах» было написано в 1913 году, но публиковалось только в 1920 году. Возможно, это связано с тем, что главный издатель Рахманинова, Гютейл, умер в 1914 году, а каталог Гютхейля был приобретен Сержем Кусевицким. Он стал таким же продвинутым, как и любая другая работа, которую Рахманинов написал бы в России, отчасти потому, что мелодический материал имеет гармонический аспект, который проистекает из его хроматического орнамента. Дальнейшие изменения очевидны в переработанном Первом фортепианном концерте, который он закончил перед отъездом из России, а также в соч. 38 песен и соч. 39 Études Tableaux. В обоих наборах Рахманинова меньше заботила чистая мелодия, чем колорит. Его почти импрессионистский стиль идеально соответствовал текстам поэтов-символистов. Соч. 39 «Этюды-Таблицы» - одни из самых сложных произведений, которые он написал для любой среды, как в техническом плане, так и в том смысле, что игрок должен видеть не только технические проблемы, но и широкий спектр эмоций, а затем объединить все эти аспекты.
Друг композитора Владимир Уилшоу заметил, что это изменение композиции продолжалось в начале 1930-х годов, с разницей между иногда очень экстравертированными соч. 39 «Этюды-картины» (в одном из спектаклей композитор порвал струну на фортепиано) и «Вариации на тему Корелли» (соч. 42, 1931). Вариации демонстрируют даже большую текстурную ясность, чем в соч. 38 песен в сочетании с более резким использованием хроматической гармонии и новой ритмической остротой. Это было бы характерно для всех его более поздних произведений - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (соч. 40, 1926) составлен в более эмоционально-интровертном стиле с большей ясностью фактуры. Тем не менее, некоторые из его самых красивых (ностальгических и меланхоличных) мелодий встречаются в Третьей симфонии, Рапсодии на тему Паганини и Симфонических танцах. Музыкальный теоретик и музыковед Йозеф Яссер еще в 1951 году обнаружил прогрессивные тенденции в сочинениях Рахманинова. Он обнаружил использование Рахманиновым внутритонального хроматизма, которое заметно контрастирует с межтональным хроматизмом Рихарда Вагнера и разительно контрастирует с экстра-тональным хроматизмом более радикальных композиторов двадцатого века, таких как Арнольд Шенберг. Ясер постулировал, что в музыке Рахманинова пронизано изменчивое, тонкое, но безошибочное характерное использование этого внутритонального хроматизма.
Его репутация композитора породила множество мнений, прежде чем его музыка получила устойчивое признание во всем мире. Издание 1954 года «Словаря музыки и музыкантов Grove», как известно, отвергало музыку Рахманинова как «монотонную по текстуре состоящую в основном из искусственных и фонтанирующих мелодий» и предсказывало, что его популярный успех «вряд ли продлится долго». На это Гарольд Шенберг в своей книге «Житие великих композиторов» ответил: «Это одно из самых возмутительно снобистских и даже глупых заявлений, которые когда-либо можно было найти в п роизведении, которое должно быть объективной ссылкой». В честь композитора названы консерватория имени Рахманинова в Париже, а также улицы в Великом Новгороде (недалеко от его родины) и Тамбове. В 1986 году Московская консерватория посвятила Рахманинову концертный зал в своем помещении, обозначив 252-местный зал Рахманинова, а в 1999 году в Москве установили «Памятник Сергею Рахманинову». Отдельный памятник Рахманинову открыли в Великом Новгороде, недалеко от места его рождения, 14 июня 2009 года.
Перевести на китайский :