Найти тему

Вклад железнодорожников в победу Великой Отечественной войны.

Скоро 9 мая, лично я считаю этот праздник самым значимым в истории русского народа и не только русского. События Великой Отечественной войны нельзя забывать и нужно обязательно передавать своим детям и внукам знания и гордость той победы. С гордостью у нас всё хорошо, а вот со знанием есть нюансы и я хочу поговорить об одном из них, а точнее о наших железнодорожниках.

Легендарные Ил-2, т-34, Катюши, КВ, ИС и тд внесли огромный вклад в победу, но почему-то забывают о вкладе наших железнодорожников. О них почему-то не пишут, а если и пишут, то очень скомкано и сжато без подробностей, а ведь именно благодаря им вся эта легендарная техника доставлялась на фронт, расходники, боеприпасы, топливо, личный состав и ГСМ к этой легендарной технике. Вот я и решил написать о них, а точнее о паровозных колоннах особого резерва (ОРКП). В данной статье я опишу структуру этой махины, ведь ОРКП действительно растягивался на многие километры составов и паровозов, их применение и как всё было устроено у немцев.

Структура ОРКП.

Согласно постановлению А. В. Хрулёва, в состав каждой колонны входил мобильный резерв локомотивов, который состоял из 15—30 паровозов, причём в составе каждой из колонн были паровозы только одной серии (для упрощения ремонта). Этим паровозам приходилось работать в отрыве от депо приписки, поэтому к их надёжности предъявлялись весьма высокие требования. Именно поэтому эти колонны формировались из таких надёжных паровозов, как Эв/и (тип 0-5-0) и СО (тип 1-5-0), также известны случаи использования паровозов серии ФД (тип 1-5-1).

-2

Помимо паровозов, в состав колонн включались и товарные вагоны, которые служили для размещения персонала. В составе колонны из 30 паровозов находилось 36 трёх-, либо четырёхосных вагонов, из них 30 (по одному на паровоз) турных, 1 для оперативной группы, 1 для обслуживающего персонала, а остальные служили для размещения хозяйственной части (кухня, столовая, красный уголок, склад запчастей и инструментов). Также иногда дополнительно в состав входили вагоны-бани и вагоны-мастерские. Колонна из 15 паровозов имела в своём составе 19 вагонов, из них 15 турных и 4 для размещения штаба и хозяйства. Помимо всего вышеперечисленного в каждом ОРКП было минимум 5 цистерн с водой. Вода необходима для паровоза и не всегда есть возможность её дозалить в котёл паровоза из специальных точек вдоль железной дороги, именно поэтому цистерны возили с собой. Так-же ОРКП всегда возили с собой десяток, а в случае с Курской дугой десятки вагонов с рельсами и шпалами для прокладывания железнодорожного полотна. То есть в одном ОРКП было практически 1000 вагонов!!! Просто вдумайтесь в эту цифру!

За каждым паровозом закреплялось 2 поездные бригады, каждая из которых состояла из одной паровозной бригады (машинист, помощник машиниста, кочегар), одной кондукторной бригады (главный и старший кондукторы) и одного поездного вагонного мастера. Помимо этого в состав комплексной паровозной бригады входил проводник, который обслуживал турный вагон, в котором располагались обе поездные бригады. Таким образом комплексная паровозная бригада (взвод) состояла из 13 человек. Начальником этой бригады считался Старший машинист паровоза. Также в каждой колонне имелся свой обслуживающий персонал, состоящий из главного бухгалтера, старшего счетовода, заведующего хозяйством и кладовщика.Таким образом, в паровозной колонне из 30 паровозов, числился штат из 427 человек. Организационная структура паровозных колонн из 15 паровозов была примерно аналогична, а её штат состоял из 217 человек.

Применение ОРКП.

-3

Возьмём в пример Курскую дугу, ведь именно в этой операции ОРКП показала себя во всей красе. Первым стоит отметить это то, что вся техника, вооруженние и личный состав оперативно перекинули именно ОРКП. Второй момент это мощнейшая артиллерийская атака на Курской дуге стволами Красной Армии. Артиллерия просто перепахала позиции вермахта. Для понимания масштаба, на центральном участке фронта было сконцентрировано более тысячи орудий, миномётов и РСЗО производили три атаки по пол часа. Непрерывно!!! Вы понимаете какой это расход снарядов? Там каждую минуту в сторону вермахта отправлялось тонны фугасов! Чтоб рассчитать расход снарядов, надо целую статью писать. И как вы думаете кто доставлял снаряды к орудиям? Конечно ОРКП! Эшелоны составов сами под себя прокладывали железнодорожное полотно вдоль расположение орудий. Снаряды буквально с вагонов закидывали в стволы.

Студебеккер
Студебеккер

Интересный факт! Один состав - это эквивалент 800-1000 полуторок или 300-350 студебеккеров. Это только один состав, а таких составов в одной ОРКП было 15-30!!!

Как было у Германии.

-5

Тут напишу более кратко потому, что всё было предельно примитивно. Брали паровоз, цепляли вагоны с добром и отправляли Гюнтера и Фритца в далёкий путь на восток. Европу они проезжали с ветерком и без проблем, но вот как только они попадали на территорию СССР начиналось самое интересное. Насосных станций где можно набрать воды в паровоз уже не так много на пути как в Европе, да и начинает чувствоваться усталость потому, что Гюнтера и Фритца никто не поменяет в их опасном и тернистом пути. Тут ещё эти партизаны чтоб их, то полотно взорвут, то сам паровоз или составы. Если Гюнтер и Фритц выживали после этих диверсий партизан, то приходилось решать проблему самим. Да, конечно к концу 1942 немцы уже додумались сформировать ремонтные бригады для паровозов, но они опять-таки не были прикреплены к эшелону состава, а просто выезжали на ремонт железнодорожного полотна, паровоза и "дозаправки" водой. Сколько их ждали Гюнтер и Фритц? Вотсапа нет и в Добродел не пожалуешься на "коммунальщиков". Как искали эти ремонтные подразделения даже подумать страшно. В общем тихий или даже громкий ужас, но это не самое страшное. Самое страшное для немецкой логистики начиналось зимой. Суть в том, что если паровоз остановится в мороз из-за поломки или отсутствия воды, то его можно списывать со счётов до весны. Замёрзшую воду в котле паровоза невероятно тяжело растопить. Для этого нужно уйму времени, угля, людей и сил, иначе есть риск вообще вывести из строя паровоз.

Итог.

Ещё раз повторю. Я ни в коем случае не хочу принизить успехи нашей легендарной техники, но ОРКП сделала вклад ничуть не меньше чем наша техника, а то и больше. Хочу что бы все об этом знали. С наступающим 9 мая! С великим праздником нашей Великой Победы над нацизмом! Победа будет за нами! Всем спасибо!

Хочу порекомендовать вам канал своего коллеги. Автор данного канала очень скурпулезно относится к написанию статей о военной технике. Очень рекомендую!

Гремя Огнём