Самым загадочным в истории дятловцев является вопрос: что делали саперы на перевале два месяца с миноискателями? И почему ими руководил специалист высокого класса — подполковник Шестопалов Михаил Федорович, которого командировали для поисков несколько раз? Прежде чем ответить на этот вопрос рассмотрим еще один не менее интригующий вопрос.
Что делал военный дознаватель на перевале?
В статье «Комсомолки» «Зачем на поиски пропавших туристов приезжал военный дознаватель» сказано:
«В книге приказов за 1959 год значится, что 2 января сего года подполковник Шестопалов М.Ф. был назначен военным дознавателем штаба управления бригады.»
Как свидетельствуют документы, Шестопалов был еще и военным дознавателем! Почему это граничит с сенсацией? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим инструкцию об обязанностях военного дознавателя (выдержки):
Утверждаю
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации,
Главный военный прокурор,
генерал-полковник юстиции
М.К.КИСЛИЦЫН
5 июня 2002 года
ИНСТРУКЦИЯ
ОРГАНАМ ДОЗНАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, В КОТОРЫХ
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА
Статья 3. На органы дознания возлагаются:
1) принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;
2) принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);
3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;
4) производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры;
5) в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.
Статья 4. Указанные в ст. 3 функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют:
командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона.
Более подробные сведения о военных дознавателях находятся на сайте rulaws.ru:
https://www.google.com/amp/s/rulaws.ru/amp/acts/Instruktsiya-organam-doznaniya-Vooruzhennyh-Sil-Rossiyskoy-Federatsii,-drugih-voysk,-voinskih-formirovani-solt-buiieeg/
Итак, что мы имеем? Обратите внимание на статью 4:
«...функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют:
командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими (!).»
Получается среди всего прочего военный дознаватель расследует уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. Ну тут, как говорится, комментарии излишни.
Военной части в районе Отортена не было, а если бы и была, Шестопалов принадлежал к другому военному подразделению, а значит командир несуществующей части возле Отортена не мог его назначить дознавателем. И все же Шестопалов назначается военным дознавателем командиром воинской части, где он служил.
Вопрос: он назначается для расследования уголовного преступления военнослужащих какой воинской части? Пока оставим этот вопрос открытым. Единственное, что пока скажем — военный объект, погубивший туристов, вестимо принадлежал к какому-то воинскому подразделению.
Более подробно о Шестопалове, саперах и их миссии можно ознакомиться на сайте «Комсомолки»:
Что делали саперы на перевале?
Саперы, специалист высокого класса в звании подполковника (который еще являлся и дознавателем) — зачем понадобились эти узкоспециализированные военные специалисты в деле гибели обычных гражданских? Они-то ведь по версии просто замерзли. Разве нельзя было привлечь к поискам только военных из Ивдельлага? Вряд ли их там был дефицит.
В принципе ответ лежит на поверхности — искали металлические обломки ракеты или другого военного объекта.
Но что именно могло взорваться? В наших статьях мы рассматривали несколько версий — от метеорита до межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
После рассмотрения всех вариантов наиболее вероятным кажется взрыв ракеты зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75 (пакета ракет из трех штук — этот комплекс стреляет серией ракет).
На момент похода дятловцев этот ЗРК стремительно разрабатывался, в том числе и для борьбы с американскими самолетами-шпионами, летящими на недосягаемой для советских истребителей высоте. И именно благодаря ему был сбит годом позже в Свердловской области разведывательный самолет шпиона Пауэрса. Более того, война во Вьетнаме в значительной мере была выиграна благодаря разгрому американской авиации с помощью этого ЗРК.
Как бы там ни было, эта версия объясняет многое:
- Обломки ракеты комплекса С-75 значительно меньше по размеру и их меньшее количество, чем у МБР — чуть ли не на порядок, а значит найти их и быстро убрать намного легче в отличие от обломков МБР.
- Топливного окислителя меланжа в пакете из трех ракет ЗРК С-75 вполне достаточно для поражения девяти человек. При взрыве МБР меланжа могло выделиться намного больше, и тогда следы поражения ним людей и деревьев были бы более очевидными (чего мы не наблюдаем).
- Небольшое количество меланжа объясняет факт того, что большой химический ожог был только у одного туриста (на голени).
- Небольшие фрагменты ракеты ЗРК С-75 вполне могли быть полностью занесены снегом.
- Обожженные верхушки елей говорят в пользу небольшого количества меланжа, а значит их источник — рассматриваемая зенитная ракета.
И самое интересное
Некоторые говорят, что саперы ничего не нашли. А откуда это известно? Они разве кому-то давали отчет? Или разве есть какой-то документ с их отчетом?
Плюс схема работы саперов видимо была такова: при получении сигнала в наушниках об обнаружении металлических предметов — обозначить место и (или) сообщить Шестопалову, а он дальше уже сообщает «верхам». А дальше уже необходимо действовать в согласии с инструкцией, полученной «сверху».
Кроме того, Шестопалов, как дознаватель, проводил все необходимые процедуры, составлял отчеты командиру своей части, а тот отправлял куда было предписано. И где-то они сейчас в архивах лежат, и ждут своего звездного часа, как и отчет о том, что нашли в мае-июне, когда с перевала всех спровадили в связи с закрытием дела.
Кстати, дело закрыли так спешно именно в мае, потому что снег таял, а значит что-то скоро бы предстало взору тех, кто этого не должен был видеть. А так дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления, причина гибели ясна — вся группа замерзла. Ну и концы в воду.