Найти в Дзене
Новикова Н.В.

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства мастеров производственного обучения

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства мастеров производственного обучения Формулу успеха знают многие, дело за малым –
познать сам успех.
В.И. Лизинский Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Мастеру производственного обучения самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Каждый год преподаватели и мастера производственного обучения работают над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а
Оглавление

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства мастеров производственного обучения

Формулу успеха знают многие, дело за малым –
познать сам успех.
В.И. Лизинский

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Мастеру производственного обучения самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.

Каждый год преподаватели и мастера производственного обучения работают над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть любые трудности.

Основными критериями самообразования мастеров п/о являются:

– эффективность профессиональной педагогической деятельности,

– творческий рост мастеров

-внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Среди мотивов можно выделить следующие:

– мотивы успеха,

– преодоления профессиональных затруднений,

-мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания,

– карьерные мотивы и др

Мастеру производственного обучения необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Мастера производственного обучения применяют следующие формы работы по самообразованию

— Самообразовательная работа над рефератом по теме

— Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

— Обзор в Интернете информации по теме

— Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

— Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

— Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

— Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии

— Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

— Изучение информационно-компьютерных технологий.

— Общение с коллегами профессионально-технического образования в области

— Участие в конкурсах профессионального мастерства.

— Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В конце учебного года мастера производственного обучения разрабатывают и утверждают план самообразования на будущий учебный год по следующим направлениям:

1. Методическая работа.

2. Научно-исследовательская, экспериментальная работа.

3. Учебно-воспитательная работа.

4. Самообразование.

5. Работа в мастерской, цехе, лаборатории.

6. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии

Темы для самообразования могут подбираться:

– с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого мастера – они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

– направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

- одна из годовых задач;
- проблема, которая вызывает у мастера производственного обучения

затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Организацию самообразования мастеров производственного обучения необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учебного заведения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с мастером п/о определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Можно объединить нескольких мастеров п/о в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы производственного обучения разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

— название темы

— цель

— задачи

— предполагаемый результат

— этапы работы

— сроки выполнения каждого этапа

— действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

— способ демонстрации результата проделанной работы

— форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый мастер производственного обучения должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Основными темами самообразования в соответствии с требованиями времени и работодателя являются:

— Применение ИКТ на уроках спецдисциплин

— Совершенствование техники применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения слесарного дела и спецдисциплин

— Использование приемов развития критического мышления на уроках производственного обучения, с целью повышения компетентности обучения учащихся

— Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках производственного обучения

— Разработка лабораторно-практических работ по производственному обучению

— Использование интерактивных форм обучения на уроках производственного обучения

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства мастера прозводственного обучения, так и для развития его личности.

В конце учебного года проводится круглый стол, где мастера производственного обучения отчитываются по самообразованию, показывают пособия, которые изготовили, демонстрируют планы написанные ими. Это дает возможность другим педагогам использовать в работе то, что изготовили и разработали коллеги..

Таким образом, самообразование в нашем колледже зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации мастера производственного обучения, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому мастеру производственного обучения проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

А.С. Макаренко подчеркивал: «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться», а труд обеспечивает профессиональное развитие педагогов, предоставляет возможность самосовершенствоваться и помогает ему самореализоваться.

Памятка

Несколько советов занимающимся самообразованием

  • ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
    Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
  • ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
    Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
  • ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Советы по реализации самообразования мастера производственного обучения.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для мастеров производственного обучения, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих мастеров производственного обучения:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для мастеров производственного обучения без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Успешность мастера производственного обучения в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи опытных педагогов. Методическая работа необходима мастеру производственного обучения:

— в определении темы, целей и задач;

— в планировании работы по самообразованию;

— в ходе реализации плана;

— в изучении и анализе результативности своей работы.