Найти тему

Лекция на тему познавательные процессы.

Предлагаю вам ознакомиться с первой частью нашей лекции "Познавательные процессы".

Лекция 1.

Тема: Познавательные процессы.

ВНИМАНИЕ.

· Общая характеристика внимания

· Виды внимания

· Свойства внимания

· Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);

вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

· точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

· прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);

· направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности.

1. Непроизвольное

2. Произвольное

3. Послепроизвольное

(табл.1)

Непроизвольноевнимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольноевнимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Свойства внимания.

Внимание характеризуется такими свойствами, как:

1. Объем

2. Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

3. Переключение

4. Распределение

5. Устойчивость

6. Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы[2]. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутренняя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

· концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;

· не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;

· отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания.

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

· во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;

· во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

МЫШЛЕНИЕ.

Мышление.

Мышление – психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.

С мышлением тесно связано воображение, в котором осуществляется возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями.

Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).

С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому мышление часто обозначают как процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Виды мышления.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления.

Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.

Операции процесса мышления.

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.

Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.

Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.

Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.

Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.

Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).

Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях

Основные формы абстрактного мышления.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным, когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Содержание понятия – это совокупность наиболее существенных признаков предмета, который мыслится в этом понятии.

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» - «роза» - субъект, «красная» - предикат.

Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

Методы мышления.

Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат.deductio – выведение) – направление хода рассуждений от общего к частному. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» и «Золото – драгоценный металл» - взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два разрозненных утверждения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».

Индуктивное умозаключение (от лат.inductio – наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии – делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Типы мышления.

Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.

При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.

В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.

В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:

Механически-ассоциативный тип мышления. Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образования смысловых ассоциаций.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда человек сталкивается с новыми целями, новыми проблемами и новыми условиями деятельности.

Мышление и решение задач тесно взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя. Мышление необходимо не только для решения задачи, но и для осознания проблемы вообще и постановки задачи.

Различают проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, тревожное. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но и отличается от неё. Расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного) выражается в словесной формулировке задачи.

Решение задачи в значительной мере опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся.

Существуют различные стратегии или приёмы мышления:

случайный перебор гипотез (метод проб и ошибок, поиск решения ведётся несистематично);

рациональный перебор (отсечение более вероятных неверных направлений поиска) – конвергентное мышление;

систематический перебор гипотез (проверка всех возможных вариантов решения) – дивергентное мышление.

Wallas (1926) выделил четыре этапа решения мыслительной задачи:

На этапе подготовки подбирается вся относящаяся к проблеме информация. Идёт непрерывное сканирование памяти, а имеющаяся мотивация направляет этот поиск.

Инкубация создаёт паузу, необходимую для анализа ситуации. Эта пауза может занимать достаточно длительное время – часы, дни.

За этим этапом во многих случаях следует этап озарения (инсайт) – решение приходит внезапно, как бы само собой.

Последний этап – проверка решения и его детализация.

Индивидуальные особенности мышления.

Все те различия в мыслительной деятельности, о которых мы говорили ранее (вид, типы и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека.

Эти особенности складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Какие же это особенности?

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления – это свобода его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решения в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи.

Критичность мышления – это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Развитие мышления в онтогенезе ( в учебнике).

Исследованием детской психологии долгое время занимался швейцарский психолог Жан Пиаже. Он выделил 4 стадии когнитивного развития детей:

Стадия сенсомоторных операций (до 2 лет) – действия с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины и цвета. Всё поведение и интеллектуальные акты ребёнка сосредоточены на координации восприятия и движений. Идёт формирование «сенсомоторных схем» предметов, формируются первые навыки, устанавливается константность восприятия.

Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) – характеризуется постепенным формированием речи, представлений, умением заменять действия какими-либо знаками (словом, образом, символом). Примерно до 5-летнего возраста суждения детей о предметах единичные, поэтому они категоричны и относятся к наглядной действительности, всё сводится ими к частному и знакомому. Большинство суждениё – это суждения по сходству, самая ранняя форма доказательства – пример. Значительной особенностью детского мышления в это время является эгоцентризм. Он заключается в особой интеллектуальной позиции ребёнка, мешающей ему посмотреть на себя со стороны, что препятствует правильному пониманию ситуаций, требующих принятия чужой позиции.

Стадия конкретных операций (8-11 лет) характеризуется способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения. Однако логические операции ещё не могут производиться в гипотетическом плане, а требуют опоры на конкретные примеры. Ребёнок уже может образовывать из конкретных предметов классы, объяснять отношения. Однако логические операции ещё не стали генерализованными.

Стадия формальных операций (12-15 лет) – завершается формирование логического мышления. Подросток приобретает способность мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно оперирование логическими отношениями, абстракцией и обобщениями. Постепенно становится возможной и рефлексия по поводу собственных мыслей. Вступление подростка в этап формальных логических операций вызывает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление к «теоретизированию», что, по мнению Ж.Пиаже, является возрастной особенностью подростков.

Мышление и речь.

Не вызывает сомнений утверждение, что мышление и речь тесно связаны друг с другом.

Однако первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной для речи была коммуникативная функция.

Становление речи у ребёнка проходит несколько этапов:

фонетический период, когда ребёнок ещё не способен усвоить звуковой облик слова (до 2 лет);

грамматический период, когда слова уже усвоены, но не усвоена структура организации высказывания (до 3 лет);

семантический период, когда постепенно начинает усваиваться осознание содержания понятий (с 3 лет до подросткового возраста).

Таким образом, в возрасте около 2 лет речь у ребёнка постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С.Выготский, 1982). Ребёнок, решая какие-либо интеллектуальные задачи, начинает рассуждать вслух, у него как бы появляется речь, обращённая к себе – эгоцентрическая речь.

Эта внешняя речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста во время игры и предназначена не для общения, а для обслуживания мышления.

Постепенно эгоцентрическая речь исчезает, превращаясь во внутреннюю речь. Элементы эгоцентрической речи можно заметить и у взрослого, когда он, решая какую-либо сложную интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно рассуждать вслух и произносит иногда только ему понятные фразы.

Интеллект.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства современных психологов это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.

Понятие «интеллект» происходит от латинского intellectus – разумение, понимание, постижение.

Одной из основополагающих характеристик интеллекта, по Алексею Николаевичу Леонтьеву, является способность пользоваться мыслительными операциями.

Другая точка зрения связывает интеллект более с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию, т.е. со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Дж. Кэттелл, 1885).

Интеллект часто определяют как обобщённую способность к обучению (Дж.Гилфорд, 1967). Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако хорошо известны примеры, когда многие одарённые люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Людям творческим свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решения проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предложить множество решений там, где обычный, стереотипно мыслящий человек найдёт от силы одно или два.

Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.

С какими бы гениальными задатками ни появился на свет ребёнок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды – питанием, обучением, воспитанием.

Имеются сведения о том, что интеллектуальное развитие ребёнка связано с возможностью его частого общения со взрослыми. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Первенцы в этом смысле часто оказываются в более выгодном положении, чем их братья и сёстры (Зайонц, 1975).

Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явления, объясняемое одной причиной или одним механизмом.

Надо признать существование сложной структуры интеллекта, включающей общие и специфические факторы.

Очевидно также и то, что наследуются не общий интеллект или конкретные действия и операции, а определённые нейрофизиологические характеристики мозговых зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта.

ПАМЯТЬ.

Понятие памяти

Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении и последующем воспроизведении своего опыта. Она позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому пред психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатляются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

С точки зрения В. Квинн, многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой. Эта аналогия подразумевает, что вы извлекаете из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храните ее в своем мозге. Если вы поместите ее в нужное место, то в случае необходимости вам легко будет ее извлечь. Но если вы поместите ее не в свою ячейку или забудете, где она хранится, то при извлечении (припоминании) этой информации у вас возникнут трудности.

Информация о событиях, объектах и впечатлениях, имевших место в прошлом оставляет следы в памяти, которые хранятся в головном мозге человека. Где точно локализовано это место ученые не определили, чаще они отвечают, что память располагается в разных участках.

Объем же памяти человека ученые единодушно считают огромным. В течение своей жизни человек задействует лишь ее малую часть, применяет мало возможностей своей памяти.

Процессы памяти - мнемические процессы: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Все эти процессы зависят от внешних и внутренних факторов. Например, от возраста, в детстве сильнее зависит, чем в старости. С возрастом ухудшается не память как таковая, а процесс запоминания. (М. Фарадей не мог в старости вспомнить свое открытие, которое сделал в молодости.) От внешних причин память также зависит. Правильная организация материала, предъявляемого для запоминания, помогает улучшить процесс запоминания в 10 раз.

Качества памяти: быстрота запоминания, длительность сохранения материала, объем памяти, точность воспроизведенного материала.

Виды памяти

Классификации могут быть разными:

1. по характеру психической активности:

- вербальная,

- образная,

- двигательная,

- эмоциональная.

Вербальная память - память на мысли, слова. Мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, но, передавая мысль, стараемся передать основной смысл материала, если возникают трудности, то стараемся вспоминать их буквальное словесное оформление.

Образная память - память на представления, картины из природы и жизни, звуки, запахи и т. д. Возникновение ассоциативных образов, при воспоминании какого-то из определенных образов.

Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти позволяет человеку сохранять и воспроизводить в нужные моменты различные двигательные компоненты - письмо, ходьбу и др.

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции сигнализируют человеку о том, как удовлетворяются его потребности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

2. по характеру целей деятельности:

- непроизвольная и

- произвольная.

Запоминание начинается с непроизвольного запечатления какой-либо деятельности. Человек запоминает то, что ему нравится, что производит на него впечатление. Этот вид памяти сильнее развит у детей, чем у взрослых, с годами ослабевает непроизвольность запоминания. Произвольная память появляется при целенаправленном запоминании информации, при использовании особенных приемов запоминания, определении цели - на какое время нужно запомнить, сколько запомнить.

3. по способам запоминания:

- логическая и

- механическая.

При механическом заучивании информации человек тратит много усилий и времени, причем результаты запоминания низки. Информация отправляется в долговременную память методом многократного повторения без осмысления. При логическом (смысловом) запоминании информации человек стремится выделить главные логические компоненты информации, пересказав ее своими словами, установить логические связки в запоминаемом материале.

4. по ведущей роли анализатора:

- зрительная,

- слуховая,

- осязательная,

- обонятельная,

- вкусовая.

Зрительная и слуховая память у человека развиты обычно более качественно, человек усваивает больше количество информации через эти каналы. (Если, конечно, не накладывается отпечаток профессии человека, например, дегустатор пищи, духов и др.) Осязательная память закрепляется за определенными вариантами прикосновений, тактильных ощущений, которые важны для человека. При подкреплении их эмоциями человек различает приятные и неприятные прикосновения, опасные, вредные и безопасные.

Основываясь на особенностях запоминания информации каждым человеком, можно выбрать эффективный способ заучивания материала. Кому- то лучше читать материал самому по написанному тексту - зрительная память, кому-то лучше слушать и запоминать - слуховая память, а кому-то удобнее, например, двигаться и читать, пересказывать материал - зрительнодвигательная память.

5. по длительности хранения информации:

- сенсорная,

- кратковременная,

- долговременная.

Основные процессы памяти

В психологии выделяют 4 процесса памяти, важные составляющие из которых она состоит: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В различных теориях описываются 3 блока памяти: сенсорный блок («сенсорный» означает «связанный с органами чувств»: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием), а также блоки кратковременной и долговременной памяти. Каждый из них играет огромную роль в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Их основное отличие заключается в порядке и продолжительности действия. Начинается процесс памяти с сенсорного блока - он длится всего несколько миллисекунд. Информация, поступившая в форме ощущений, на очень короткое время записывается, а затем либо передается в кратковременную память либо угасает.

В книге «Прикладная психология» В. Квинн пишет, что дальше за дело берется блок кратковременной памяти - его время ограничивается несколькими секундами. Информация же, которая «дошла» до блока долговременной памяти, может сохраняться всю жизнь.

Блок сенсорной памяти

Когда человек видит, слышит, ощущает или получает какие-либо другие впечатления от внешнего мира, то сначала они передаются посредством органов чувств в сенсорную память. Сенсорная память фиксирует все стимулы, которые ощущает человек. Но эта информация хранится не больше 1 сек. Лишь очень малая часть информации передается в кратковременную память. Сейчас слушая лекцию, до вас одновременно долетают зрительные образы, тактильные ощущения и т.д., но помнить их, скорее всего, не будете. Хотя информацию лекции стоит запомнить.

Например, похлопайте легонько по коже своих рук. Последите за непосредственными ощущениями, а за тем, как они исчезают, как сначала есть реальное ощущение похлопывания, а затем - лишь воспоминание о том, что оно было.

Кратковременная память

До тех пор пока внимание человека находится в сосредоточенном состоянии, действует кратковременная память. Там хранится информация ограниченное время и в ограниченном объеме. Несмотря на индивидуальные различия, большинство людей могут одновременно манипулировать 7 единицами информации.

Например, ищем в телефонном справочнике номер автомобильной мастерской. Помнить его будем лишь столько времени, сколько нужно, чтобы набрать номер. Если через час снова понадобится туда позвонить, то номер будем искать в телефонной книге.

Информация может храниться в памяти отдельными единицами и группами, поэтому удобнее бывает объединять информацию. Например, чтобы запомнить номер телефона 219-45-17, можно запомнить всего три его составляющие - это 2, 1945 год окончания войны и 17, как последняя цифра года Октябрьской революции. Таким образом, занимаем всего 3 ячейки информации, остается еще 4. Группировка единиц информации применяется с целью экономии места для хранения сведений, а также для легкости запоминания.

По данным Чейза и Симона, 1973 год, шахматисты часто применяют метод группировки, чтобы запомнить расположение фигур на доске, т. к. за 2-3 сек., которые они смотрят на доску, они запоминают комбинации фигур и могут воспроизвести позже месторасположение всех 32 фигур.

Люди с хорошо развитой вербальной памятью очень быстро, по сравнению с остальными, объединяют информацию в группы. Кроме того, акцентируют внимание на ритм, интонацию и т. д., облегчая себе запоминание.

Информация способна удерживаться в кратковременной памяти несколько секунд, примерно через 10-12 сек. качество запоминания начинает ухудшаться, а через 20 сек., если информация не требуется, то она забывается. Для того, чтобы информация перешла в долгое хранение необходимы тренировка и повторение. Так, после отыскания номера в телефонной книге, лучше его повторять вслух. Существуют данные, что слуховая информация хранится дольше зрительной, следовательно, если вас отвлекут и нужно будет снова набрать номер через время, то он еще продолжит сохраняться в памяти.

Долговременная память

Большинство ученых психологов считают, что вся информация, которая удерживается в памяти дольше 5 минут, попадает в долговременную память.

Воспоминания могут храниться несколько минут, дней, месяцев, лет и всю жизнь. Следовательно, если в этой памяти хранится информация так долго, ее очень много, то объем ее не ограничен. Точный объем памяти не установлен, известно только, что он очень велик. Известно, что даже если информация будет поступать в течении 100 лет, то там останется еще место для нового материала. Поскольку там хранится очень много информации, то и извлечь нужное бывает сложно, т. к. необходимо отыскать информацию, на это уходит дольше всего времени.

Итак, запоминание информации - запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Сохранение информации - процесс хранения в мозге информации более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Статическое сохранение - процесс хранения информации в долговременной памяти. Динамическое сохранение информации проявляется в оперативной памяти человека, т. е. при работе с информацией. Реконструкции и изменениям больше подвержена информация в долговременной памяти, которая не применяется, с ней не происходит ни каких мыслительных операций. Узнавание происходит в момент восприятия какого-то предмета и означает, что ранее этот объект сформировал у человека личное впечатление. Здесь стоит отличать воспроизведение - это более сложный процесс. Воспроизведение чаще всего происходит как последовательное припоминание информации, это активный волевой процесс. Припоминая что-либо, человек перебирает в памяти факты, которые связаны с предметом воспроизведения. Здесь применяются законы ассоциации, т. е. перебирается не вся информация, а сокращенно, только та, которая нужна. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных его частей, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.

Психологии благодаря исследованиям Г. Эббингауза, стала известна кривая забывания. Эббингауз проводил опыты по заучиванию 13 бессмысленных слогов и отметил, что уже через 1 час после заучивания в памяти остается только 44% информации, через двое суток - лишь 28%, а в последующее время информация из памяти стирается все медленнее и медленнее.

Существует несколько причин забывания:

1. могли не знать об этом, т. е. информация не поступила в сенсорную память (Это даже не забывание, а не поступление информации);

2. не передали в КВП и ДВП, следовательно, не помним;

3. занимаются психологи: трудности с извлечением из памяти, здесь основные причины: вытеснение, подавление, амнезия, угасание за ненадобностью, искажение, интерференция, результат приема некоторых лекарственных препаратов.

Вытеснение - забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. (Вытесняются только крайне неприятные эмоциональные переживания.)

Подавление - сознательный уход от неприятных мыслей и воспоминаний. (Например, забыть свой неприличный поступок, осознаем, что делаем.)

Амнезия - самая крайняя форма вытеснения личных воспоминаний. Бывает истерическая амнезия - амнезия, не имеющая органических или физиологических причин, обычно возникает после физических и психических травм и носит временный характер. Другой вид амнезии - органическая амнезия - амнезия, обусловленная физиологическими причинами. Глобальная деменциальная амнезия - форма амнезии, при которой человек рассеян и забывает события самого недавнего прошлого.

Угасание и искажение возникает в моменты, когда информация не бывает востребована длительное время. Здесь часто проявляется, что человек помнит различные не нужные мелочи и подробности, а в важном деле не помнит и общей схемы, примерного материала.

Интерференция - особого рода искажение информации. Проактивная интерференция - забывание новой информации из-за того, что она перепутывается с ранее полученным материалом. (Например, занимаемся английским языком, потом начинаем заниматься французским языком, позже пытаемся вспомнить что-то из французского, но не можем.) Ретроактивная интерференция - забывание, вызванное смешиванием старой информации со вновь полученным материалом. (Занимаемся английским языком, потом начинаем изучать французский, позже пытаемся вспомнить английский, но не можем.)

Воздействие некоторых лекарственных средств губительно для памяти. Ученый Макго в 1983 году вывел вещества улучшающие память: гормон эпинефрин и норэпинефрин. До этого в 1970 году этот же ученый доказал, что никотин и кофеин улучшают память, но при длительном их применении наоборот, разрушают память, т. к. отравляют мозг человека. Транквилизаторы также ухудшают память, например, диазепам блокирует память на 6 часов после приема лекарства. Марихуана и алкоголь блокируют блоки КВП и ДВП, человек может вспоминать, но не может запомнить ничего, даже свое поведение.

Совершенствование блока долговременной памяти

В большинстве своем психологи из всех методов выделяют 2 аспекта памяти:

- размещение информации в памяти,

- извлечение информации из памяти.

Размещение информации в памяти.

Часто здесь используется мнемоника или мнемотехника - приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации.

Например, чтобы запомнить глаголы 2 спряжения часто применяют стихотворение: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать,

ненавидеть».

Другой пример, цвета спектра по первым буквам слов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Студенты, изучающие астрономию, для запоминания планет по мере удаленности от солнца используют фразу: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка». Ряд планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Чтобы запомнить число Пи= 3,14159265358979 с точностью до 15 знаков, применяют английскую фразу, в которой подсчитывают буквы в словах и вспоминают все число. У этой фразы есть эквивалент в русском языке: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию».

Психологи разрабатывают различные способы, которые позволяют облегчать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. Для этого они включают в различные упражнения основные законы памяти.

Совершенствование процесса вспоминания

Часто говорим о том, что что-то вертелось на языке, а сказать не могли. Это ситуация, при которой не можем извлечь информацию из памяти.

1. Можно пройтись по всему пути, где могли оставить вещь, где изучали материал, что было рядом, что слышали и т. д., это помогает вспомнить важные детали.

2. Как вспомнить имя человек, если он кардинально поменял внешность, от этого даже имя забылось? (Привыкли видеть человека в костюме и при галстуке, а, попав на пляж, встретили в купальнике.) Можно перебирать алфавит в голове, первая буква в имени позволит вспомнить все имя быстрее.

Законы памяти

Закон 1 - осмысление. Самый простой и самый фундаментальный закон. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше, прочнее, легче и подробнее оно сохраняется в памяти. Лучшее средство здесь - пересказ материала своими словами, выделение опорных пунктов, кусочков текста.

Закон 2 - интереса. Интересное запоминается быстро и прочно. Почему? Потому что на это тратится меньше сил, информация запоминается как непроизвольная. Для того чтобы информация стала интересной, необходимо для себя сформулировать значимую цель, которая бы двигала процесс изучения. Необходимо, чтобы эта цель была лично значимой. Неинтересный материал нужно дробить, а интересным можно заниматься и 6 часов подряд, все равно при этом можно запоминать.

Закон 3 - объема знаний. Чем больше знаний по какому-то разделу накоплено, тем легче запоминается новый материал. Потому что легко находятся связки, сцепки и ассоциации. Следовательно, прежде чем изучать что-то, стоит вспомнить как можно больше по этому поводу, чтобы запомнилось лучше. Иначе может быть так, читал книгу, а перечитываешь через некоторое время, получается, будто первый раз читаешь.

Закон 4 - готовности к запоминанию. Некоторая установка на материал помогает запоминать. То на что нацеливаемся, то и видим, другого не замечаем. Это относится как к содержанию материала, так и к времени. Если ставить себе цель запомнить на время, то информация забудется еще до этого времени, еще раньше. А если запоминать на всю жизнь, то помнить человек будет больше информации и долгое время.

Закон 5 - одновременных впечатлений. По иному - это закон ассоциаций. Например, обстановка помогает вспомнить, а также элементы придуманных ситуаций, чтобы запомнить что-то. Например, забываем отправить письмо. Можно представить себе очень ярко адресата, который стоит где-то на дороге, а рядом есть почтовый ящик. Проходя мимо, он сам всплывет в памяти.

Закон 6 - последовательных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании следующие за собой, но не предыдущие. Поэтому важно помнить, что материал нужно учить целиком, а не частями, как учат в школе. Потому что если изучить один кусок, повторять его до помрачнения, потом другой и т. д., то в целостном воспроизведении возникает ситуация повторения и повторения одного и того же абзаца. Не образуется связка со следующим, а образуется с первой строкой этого же.

Закон 7 - усиления первоначального впечатления. Чем больше впечатление, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Поэтому важно усиливать первое впечатление образа. Здесь можно пользоваться принципом рационального и эмоционального усиления. Рациональное усиление осуществляется за счет направления информации по нескольким каналам - проговаривание, пение, спор, рисование и т. д. Эмоциональное усиление производится путем большей концентрации эмоций от получаемого материала, например, положительный эмоции лучше позволяют запоминать материал, если позже его нужно воспроизводить. Помним сильные впечатления - положительные и отрицательные, другое дело, что отрицательные легко могут вытесниться, т. к. это не приятно.

Совершенствование учебного процесса

Некоторые специалисты считают важным составление учебного графика - планирование времени. Важно ставить долгосрочные планы на семестр, потом краткосрочные планы на неделю и ближайшие - на каждый день.

Метод опорных слов. Суть метода состоит в том, что предлагается запомнить некоторое рифмованное стихотворение, а в ситуации необходимости запомнить что-то, важно прибавлять слова к этим фразам, чем смешнее и необычнее они будут, тем лучше запомнится. Позже, читая стихотворение можно вспомнить всю информацию.

Метод loci. («домашний» метод) Суть метода состоит в том, что нужно пройти по своему дому и присвоить номера тем предметам, которые проходите. Для запоминания позже списка чего-либо, или какой-то информации, можно добавлять предметы списка и ассоциировать их с чем-то в квартире, с номером.

(Например, капуста в кровати, очки на бра, полотенце у ботинка и т. д. Опять же, чем парадоксальнее, тем легче запомнить.)

Вспоминая контекст изучения материала, часто можно вспомнить весь материал. Цицерон, например, часто применял такой метод заучивания своих речей, раньше их читали наизусть, он соотносил части своей речи с теми местами в парке, где в тот момент гулял. Когда начинал читать речь в аудитории, то вспоминал свою прогулку по парку.

Установка на запоминание часто помогает более осмысленно и быстро запоминать материал.

Повторение материала должно осуществляться также по определенным правилам. Согласно кривой забывания, информация стирается из памяти сначала быстро, позже медленнее. Поэтому первый раз стоит повторять информацию сразу после заучивания, второй раз - через 20-30 минут, третий - через день, а четвертый - через 2-3 недели, пятый не раньше, чем через 2-3 месяца.

ВООБРАЖЕНИЕ.

Общая характеристика воображения

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Благодаря воображению человек ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры. Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения. Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряжен-ности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т.п.

Воображение представляется важнейшим инструментом общения и межличностного понимания. Без воображения трудно представить себе, как поведет себя тот или иной человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и опытом. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

· познавательную. Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления, окружающий мир познается глубже;

· регулятивную. Выражается: в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда и его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятия решения при отсутствии полноты знаний; в замещении деятельности; в регуляции познавательных процессов;

· аффективную. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение).

ОЩУЩЕНИЕ.

Общее понятие об ощущении

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение– это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств– это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов.

Функции ощущений.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (рис. 2). Каждый анали-затор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором;

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Возникновение ощущений

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

Виды ощущений

Ощущения можно классифицировать следующим образом:

лассификация ощущений

Зрительные ощущениявозникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор. Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (цветовой спектр) и ахроматические (от белого до черного). С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор.

Человек способен ощущать звуковые колебания частотой от 20 до 20 000 Гц. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных инструментах.

истематическая классификация основных видов ощущений

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия располо-женных в воздухе пахучих веществ на обонятельные рецепторы, располо-женные в верхней части носовой полости.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распрост-раненные в воздухе летучие вещества и запахи. Они обеспечивают индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действуют на подсознание.

Вкусовые ощущения(часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому, наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – его края, к горь-кому – область корня языка, к соленому – края языка и середина. Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Кожные ощущенияотносятся к контактному виду ощущений, т. е. они возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать ощущения четырех основных видов: ощущения прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли.

Каждый из четырех видов кожных ощущений имеет специфические рецепторы. Одни точки кожи дают только ощущения прикосновения (тактиль-ные точки), другие – ощущения холода (точки холода), третьи – ощущения тепла (точки тепла), четвертые – ощущения боли (точки боли).

Нормальными раздражителями для тактильных рецепторов являются прикосновения, вызывающие деформацию кожи, для холодовых – воздействие предметов более низкой температуры, для тепловых – воздействие предметов более высокой температуры, для болевых – любые из перечисленных воздейст-вий при условии достаточно большой интенсивности.

Температурные ощущения– это ощущения тепла и холода. Неоднок-ратно предпринимались попытки определить количество кожных рецепторов. Точных результатов нет, но приблизительно установлено, что точек прикос-новения – около одного миллиона, точек боли – около четырех миллионов, точек холода – около 500 тысяч, точек тепла – около 30 тысяч.

Тактильные ощущениясовместно смышечно-двигательнымисостав-ляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особен-ности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно. Например, на кончиках пальцев точек прикосновения вдвое больше, чем точек боли, хотя общее количество последних значительно больше. На роговице глаза, наоборот, точек прикосновения вообще нет, а есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз.

С помощью мышечно-двигательных ощущенийчеловек получает инфор-мацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Болевые ощущениясигнализируют о повреждениях, раздражителях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

Осязательные ощущенияпредставляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Осязанию, т. е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обяза-ны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Например, ощущение твердости главным образом зависит от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него, а об этом мы судим по степени мышечного напряжения. Поэтому нельзя определить твердость или мягкость предмета без участия ощущений движения.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориен-тировки и познания.

Органические ощущения – ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования – гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Ощущения движения– это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках и сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела.

Человеку все время необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.

Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Ссылка на задание: https://dzen.ru/media/id/6442a681f2d3ca6069a25794/zadanie-1-otvette-na-voprosy-1vnimanie-opredelenie-podhody-vidy-6442a9766711002d46c8b4ab

Ссылка на тест: https://forms.yandex.ru/u/6442addd068ff0024943cb9c/