Найти тему
Александр Дедушка

Когда дьявол не может подступиться к сердцу человека, и почему св. Серафим Саровский так восхваляет молчание?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Основание этому восхвалению содержится в Библии, где в книге пророка Исайи говорится от имени Бога:

«…А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Ис. 66.2.

Перед Словом Божиим свои словеса метать не будешь – действительно остается только трепетать в молчании.

Батюшка Серафим приводит высказывания святых отцов по этому поводу:

«Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо Амвросий Медиоланский говорит: Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного. И паки некто из отцов говорит: Молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч.11, гл.16)»

Обратили внимание, как св. Серафим называем молчание «украшением»? Мало кому из нас придет в голову украшать себя этой драгоценностью.

Более того – нам кажется, что если мы чем-то, связанным с языком, украшаем себя, то своими красивыми или мудрыми словами.

Ан – нет, ими чаще всего позорим себя, если не в глазах людских, то в глазах Божьих – точно.

Однако же в чем такая особенная драгоценность молчания? Почему мы должны к нему стремиться?

«Когда мы в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме».

Вот оно, оказывается, что!

Дело-то серьезнее, чем красота, мудрость или глупость. Оказывается, мы молчанием обезоруживаем дьявола.

Он же не может постигнуть наши тайные помыслы, как это делает Бог. Он судит о нас не по нашим мыслям, а по нашим словам, и в соответствие с ними готовит нам свои западни и ловушки.

А если мы молчим – то он не знает, что с нами делать.

Да, уже ради одного этого нам воистину стоит почаще помалкивать.

Однако – как это сделать? Живя в миру и кружась в людском океане, просто невозможно постоянно хранить молчание.

Да и не только в миру. Это проблема и монастырской жизни. Там же тоже люди, с которыми приходится общаться.

Поэтому батюшка Серафим и помечает:

«Ежели не всегда можно пребывать в уединении и молчании…, то хотя некоторое время, остающееся от послушания, должно посвящать на уединение и молчание, и за сие малое не оставит Господь Бог ниспослать на тебя богатую Свою милость».

Да, такое время всегда можно найти – было бы желание.

Увы – у нас чаще всего такого желания как раз и нет. Мы готовы болтать с кем угодно, если нет никого – то хоть с телевизором, лишь бы не молчать.

Поэтому никакие плоды молчания нам не достаются.

А какие это плоды? Батюшка Серафим перечисляет некоторые из них:

- «…от уединения и молчания рождается умиление и кротость»;

- «…пребывание в молчании… делает человека благочестивым»;

- «…наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние».

Это, прям, как позитивное отражение нашего негатива – как с фотопленки.

Мы как раз, благодаря неудержимой болтовне – противоположные.

Вместо умиления и кротости в нас кипят – и в душе, и на языке - зависть, гнев и злоба. Какая кротость – мы порвем любого, кто вздумает стать на нашем пути!..

Дальше – что там?

Вместо благочестия, мы с вами наполнены разного рода гнилью – вонючим нечестием, как по отношению к людям, так и по отношению к Богу.

К людям – жадность и разврат, к Богу – кощунство и пренебрежение.

А на последнем из перечисленного б. Серафимом - мирном состоянии, - нужно остановиться подробнее.

Действительно: тот, кто много болтает, никогда не будет пребывать в мирном состоянии.

Хотя бы потому, что дьявол будет его постоянно атаковать, зная из его слов всю его подноготную.

Поэтому мало того, что люди будут атаковать нас за наш глупый и болтливый язык, - это было бы еще полбеды.

Мы неизбежно становимся открытой мишенью для дьявола.

Как в тире – наша душа пришпилена нашим языком белым лоскутом с концентрическими кругами: стреляй – не хочу.

Да – поневоле стоит задуматься о молчании.