21 апреля родилась королева Великобритании Елизавета II, правившая страной в течение 70 лет — самый продолжительный срок для британского монарха. В сентябре прошлого года она скончалась, а королем стал ее сын Чарльз. Политолог Сергей Маркелов в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как изменилась британская монархия без королевы Елизаветы II.
Елизавета II правила Великобританией на протяжении 70 лет. При ней сменились 15 премьер-министров. Она застала самые значимые события XX века. А еще Елизавета II была по-настоящему любимой королевой, которая всегда была рядом со своим народом, сумела достойно пройти через все политические, экономические и исторические испытания, выпавшие на долю Великобритании за время ее правления.
Когда в силу возраста королева стала отходить от дел, начались активные обсуждения того, какой же будет Великобритания после ее смерти. Многие даже полагали, что без Елизаветы II британская монархия «расшатается» и приблизится к своему завершению. В тот момент далеко не все хотели видеть на престоле ее сына — принца Чарльза, который впоследствии стал королем Карлом III. Однако время идет, и будучи без королевы, британский престол уверенно удерживает свои позиции. Но все-таки нельзя не обратить внимание на некоторые изменения.
Политолог Сергей Маркелов в комментарии для «Слово и Дело» отмечает, что со смертью Елизаветы II монархия начала терять свою нерациональную устойчивость, под которой можно понимать архетипы, связь поколений, историю. А королевская семья окончательно потеряла свою сакральность, превратившись в очередную медийное семейство с обложек таблоидов — наподобие Кардашьянов.
Несмотря на очевидно символический статус монарха британской короны, королева Елизавета всегда старалась быть мудрым политиком. И ей это удавалось. Она умела действовать аккуратно и настойчиво, умела укреплять отношения со странами Британских заморских территорий. За время своего правления Елизавета практически не нажила врагов, что также можно расценивать как качество хорошего политика.
«Королева начинала править на основе архетипов монархии. Но на середине своего правления она поняла, что монархия не может продержаться на одних архетипах. Монархия всегда проигрывает современному взгляду на жизнь, современным политикам — хотя бы по уровню цинизма и рационализма. Она была политиком — не просто занимала формальный пост, а именно влияла. Понятно, что в конце жизни она немного откатилась назад. Но сейчас, с ее уходом, эта роль британской короны абсолютно обрушилась», — отмечает политолог в комментарии для «Слово и Дело».
После ухода Елизаветы от дел был нарушен самый священный принцип существования королевской семьи — ее абсолютная таинственность, закрытость, отсутствие любых намеков на скандалы и неблагополучие. Будучи королевой, Елизавета II поддерживала сакральный статус короны. Нынешний король не стал рациональным монархом, который влияет на политические дела. Карл III скорее выступает ритуалом, картиной на стене, а не ярким и запоминающимся политиком.
Чем дальше — тем меньше влияния и авторитета остается у короны. Как только началась череда громких скандалов с участием молодых королевских особ, посыпалась главная основа существования Виндзоров — быть гарантом, оплотом, примером для всей страны. А начались эти неприятности именно с молодого принца Чарльза, который позволил себе публичный скандал с женой.
«Королева Елизавета старательно удерживала авторитет королевской семьи. Но именно Чарльз, по сути, и стал первым разрушителем этой истории. После истории с Дианой он стал обычным колхозником, который изменил жене и живет с любовницей. Один большой человек-вопрос. Сегодня половина лидеров стран даже не собираются на коронацию Карла в мае. Вот оно — реальное отношение мира. Вот где королевская семья проиграла. И все будет становиться только хуже, пока кто-нибудь не возьмется за восстановление статуса-кво семьи», — отмечает политолог.
Ранее политолог Маркелов в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, почему СНГ нуждается в преобразовании.