Найти в Дзене
Synergy Times l Медиа

Искусствовед: плюсы и минусы профессии

Оглавление
freepik.com
freepik.com

Многие не до конца понимают, кто такой искусствовед и чем он занимается, а услышав об этой профессии, представляют бабушку, сидящую в уголке в музее. Конечно, они ошибаются. Сотрудники, следящие за порядком, — это смотрители, зачастую не имеющие искусствоведческого образования. Искусствоведы обычно не видны посетителям, они трудятся в фондах музея. А ещё могут работать арт-дилерами, лекторами, учёными, оценщиками, организаторами выставок. Разобраться в особенностях профессии редакции Synergy Times помогла искусствовед, преподаватель арт-факультета университета «Синергия», программный директор и куратор ярмарки Art Russia Лариса Удовиченко.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Изучала живопись и её историю с детства

Моя история любви к искусству началась ещё в детстве. Я долгое время занималась в музыкальной школе, потом захотела попробовать себя в рисовании. Сначала ходила в студию при школе, потом стала брать индивидуальные уроки у художницы. Тогда я не только освоила основы живописи, но и впервые познакомилась с историей искусства. В 13 лет я уже точно знала, что буду развиваться в сфере искусствоведения, начала целенаправленно готовиться и после школы поступила в РГГУ на факультет истории искусства, моя специализация называлась «организация выставочной деятельности».

На пятом курсе я начала работать в галерее. Было тяжело совмещать учёбу и работу, но желание иметь собственные деньги и приобретать опыт по специальности придавало сил. В галерее я проработала год, а после окончания университета устроилась в Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, занималась организацией выставок.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Это был отличный опыт в самом начале моей карьеры. У музея много филиалов, и мы организовывали выставки не только в основном здании, но и в них.

20 процентов творчества, 80 — техники

Когда после вуза я пришла работать в музей, мне сказали: забудьте то, чему вас учили в университете. Самое большое разочарование было в том, что я изначально представляла себе работу искусствоведа лишь как постоянный контакт с творчеством, уникальными произведениями искусства. В процессе организации выставок ты действительно соприкасаешься с искусством, но это занимает примерно 20%, остальные 80% ― работа с техническими моментами: проведение переговоров, заключение договоров, подписание актов и другой документации.

Ещё одной сложностью, с которой сталкивается, наверное, каждый специалист в начале карьеры, было отсутствие практического опыта. В вузе мы изучали много теории, но практических занятий было очень мало. Придя в музей, я поняла, что многому ещё нужно учиться. Практические навыки приходилось нарабатывать в результате смены одной работы на другую. И этот процесс длится до сих пор: я и сейчас с каждым проектом узнаю новое, совершенствую навыки.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Можно исследовать коллекции, продвигать художников, читать лекции

Сфера деятельности искусствоведа очень широка. Он не только может организовывать выставки, но и быть научным сотрудником галерей и музеев, заниматься исследованием коллекций, их развитием и сохранением. Может работать менеджером (SMM, PR), экскурсоводом, арт-дилером, оценщиком, консультантом.

Искусствоведы читают лекции, пишут статьи по искусству, продвигают художников, помогают им в реализации творческого потенциала. Специалист может получить право проводить экспертизы, подтверждающие подлинность произведений.

Иногда у искусствоведов бывают нестандартные задачи. Во время работы в антикварной галерее Maricevic Fine Art я выполняла не только основные обязанности искусствоведа. Поскольку я была директором, то занималась покупкой и продажей картин, принимала участие в аукционах (и как покупатель, и как продавец), читала в галерее лекции, участвовала в выставках. Помимо этого, решала административные вопросы, связанные с работой офиса: заказ бумаги и канцтоваров, кофе, чая. Конечно, многое зависит от компании — у нас была небольшая галерея, поэтому не было необходимости брать дополнительного сотрудника для этой работы.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Мы прикасаемся к уникальным произведениям искусства

Задачи искусствоведа зависят от конкретных проектов. У меня нет ежедневной рутины. Есть определённые задачи проекта, они постоянно меняются или добавляются. Недавно состоялось очередное крупное событие — ярмарка современного искусства Art Russia, которую ежегодно организует корпорация «Синергия». Я занималась организацией программы ярмарки и арт-форума, в рамках которого ведущие представители арт-бизнеса выступали с лекциями. Опытные галеристы, художники, арт-дилеры и другие эксперты делились знаниями с аудиторией.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Я также являюсь одним из кураторов Art Russia, мы отбираем участников из огромного количества желающих. Это очень интересная часть моей работы. В этом году мы получили более 2 тысяч заявок, каждую из которых нужно было просмотреть, прочитать все сопроводительные письма, изучить портфолио. Это удивительные ощущения, когда соприкасаешься с творчеством художников, читаешь их истории. Когда очередная ярмарка проходит, я ловлю себя на мысли, что мне чего-то не хватает, и я уже предвкушаю знакомство с новыми участниками в следующем году.

Благодаря этому проекту у нас есть замечательная возможность прикоснуться к уникальным произведениям искусства. Среди них не только картины, но и фотографии, скульптуры. В этом году в выставке принимала участие NFT-художник Екатерина Аристова, представившая цифровые картины — токены. Направления могут быть совершенно разными. Главные условия участия в Art Russia — уникальная концепция и современность.

После завершения ярмарки я занимаюсь закрывающими документами, отправляю благодарности партнёрам, спикерам. В этом году у нас запланировано ещё несколько проектов, а это значит: новые переговоры, новые документы и новые организационные вопросы.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Меня всегда вдохновляют проекты, в которых я работаю. В Art Russia, например, я с момента его основания, даже с момента зарождения идеи. Видеть, как из идеи вырастает такой масштабный и значимый проект, ― самая большая мотивация. Ещё огромный заряд позитива и желание больше вкладываться дают отзывы, которые оставляют наши участники, спикеры, даже мои коллеги и знакомые.

Можно развиваться в команде или быть независимым специалистом

Искусство ― сфера, которая не стоит на месте, постоянно развивается. По всему миру появляются новые художники, новые имена, новые проекты. Здесь невозможно встать на паузу. Работы для искусствоведов действительно много.

Как в любой другой профессии, в нашей сфере есть свои сложности. Например, когда приближаются сроки проекта, мы можем работать практически 24/7, чтобы всё успеть и сделать качественно. Если говорить о графике работы в целом, здесь возможен как вариант удалённой работы, так и офисной. Несколько моих коллег полностью перешли в онлайн. Они ведут частные занятия, читают лекции. Здесь многое зависит от личных приоритетов: либо человек хочет развиваться в команде (проектная деятельность), либо выбирает работать как независимый специалист.

Поскольку я нанятый сотрудник, у меня есть график. Работа в команде в основном подразумевает нахождение в офисе, но всё же в творческих профессиях график не такой строгий, как, например, в бизнес-компаниях. В этом плане в сфере искусства немного больше свободы. Однако ответственность всегда лежит на исполнителе: если есть задача, то неважно, выходные это или ночь.

Надо чувствовать искусство «кончиками пальцев»

Человеку, желающему построить карьеру в искусствоведении, желательно получить специальное образование. Без базы сложно ориентироваться в процессах. Более того, я уверена, что без образования в 99% случаев будет трудно попасть на работу в музей или галерею.

В организаторской деятельности я знаю примеры успешных специалистов без образования искусствоведа. Человек может показывать хорошие результаты внутри проекта и даже заниматься задачами, связанными с искусством. Но при этом у него должны быть насмотренность и организаторские способности.

Большим преимуществом для специалиста будет умение рисовать. Я преподаю в университете и студентам всегда говорю, что необязательно быть профессиональным художником, но надо прочувствовать различные техники рисования и живописи at your's fingertips, то есть кончиками своих пальцев. Нужно знать, как нарисовать картину карандашом, как ведёт себя на холсте пастель, какие особенности у масляной живописи.

Из личного архива Ларисы Удовиченко
Из личного архива Ларисы Удовиченко

Сегодня многие искусствоведы не имеют художественного опыта, а художники не являются искусствоведами. Но если человек может совмещать эти профессии, то такая синергия знаний, умений и результата, конечно, будет огромным плюсом.

Среди необходимых навыков ещё можно назвать желание постоянно учиться и отличную память. В основном каждый искусствовед специализируется на определённом периоде: например, одни занимаются искусством XIX века, другие — современным. Но тем не менее, нужно много запоминать, хорошо ориентироваться в датах, именах художников.

Искусствовед — это, как правило, человек пишущий. Поэтому важно также уметь грамотно излагать мысли. Для чтения лекций и публичных выступлений нужно обладать навыками презентации и хорошей речью.

Специалист, работающий в организационной деятельности, ― человек многозадачный, он должен совмещать знание искусства, навыки делопроизводства, ведения переговоров. Мы часто работаем и с бухгалтерией: составляем договоры и проводим через «1С».

Искусствовед, работающий в научном отделе музея, должен хорошо ориентироваться в программе КАМИС. Для него больше важны технические навыки, поскольку он мало работает с людьми, в основном вносит данные в специальные программы, работает с каталогами.

Совершенно не лишним в профессии будет знание языков. Многие необходимые для работы тексты не переведены на русский язык, приходится читать их в оригинале. Поэтому владение английским и другими иностранными языками тоже можно отнести к важным для искусствоведа навыкам.

Сколько зарабатывает искусствовед

Специалист на должности научного сотрудника в музее с минимальным опытом работы может рассчитывать на зарплату 40―60 тысяч рублей. Многое зависит от организации. Как и в других сферах, по мере профессионального роста размер заработной платы увеличивается.

Кроме того, возможности в профессии искусствоведа не ограничены. Можно совмещать несколько проектов, работать в галерее, читать лекции, писать статьи, записывать видеокурсы. Всё зависит от желания, времени, способностей человека.

Если искусствовед работает, например, арт-дилером, его зарплата — процент от продаж картин. В этом случае сложно говорить о конкретных цифрах. Сумма сделки может составлять несколько тысяч, а может и несколько миллионов рублей.

Человеку, который работает в музее, ничего не мешает заниматься арт-дилерством, но это скорее исключение. Потому что музейный работник — это больше про науку, а арт-дилер — про амбиции, заработок, такой человек должен быть активным, эмоциональным, иметь твёрдый характер.

Современное искусство стремительно развивается. Несмотря на то что многое сейчас можно посмотреть в интернете, знакомство с произведением искусства вживую никогда не сравнится с электронным вариантом. Ни один экран, даже с самым хорошим качеством, не передаст энергетику картины, которую ты чувствуешь, находясь перед ней. Поэтому запросы на новые мероприятия растут с каждым годом, открываются новые галереи, отделы в уже существующих музеях, например, по направлению диджитал-арта. А люди, которые могут искусство упорядочить и передать потомкам, имеют всё большее значение. Поэтому, на мой взгляд, у профессии искусствоведа отличные перспективы: специалисты, заинтересованные в продаже, продвижении, сохранении предметов искусства будут востребованы всегда.

Материалы, которые вас могут заинтересовать:

«В искусстве сейчас много шоу» - художники Art Russia о выставке и своём творчестве

Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве

7 книг для тех, кто хочет разбираться в искусстве