В декабрьском "эссе" о самом первом советском мультсериале я уже выражал восхищение дебютным выпуском "Приключений Мурзилки", пора теперь рассмотреть его подробней и как великолепный документ своей эпохи. Причём ведь авторы мультфильма не тратили время и силы на нарочитую дидактику или агитпроп (которых хватало затем в продолжениях), а отобразили многие моменты как само собой разумеющиеся.
И заслуга в этом не столько троицы сценаристов (с чьим совместным первоисточником я познакомился недавно, благодаря сборнику "Фильмы-сказки. Вып. 5"), сколько тандема режиссёров - Бориса Степанцева и Евгения Райковского - и конечно художника Анатолия Савченко, который чуть ли не фотографично перенёс на экран столичную, ещё сталинскую, архитектуру (да и другие детали) 1950-х. Не исключено, что знатоки московской географии даже смогут определить конкретное место действия.
А чего стоит крупный план 15-копеечной монеты - кто теперь помнит тогдашнюю стоимость звонка по таксофону - с указанием точного года выпуска! Кстати, занятен микроэпизод, когда Мурзилка после телефонного разговора с редактором заглянул в отсек для возврата денег (не завалялось ли чего) - похоже, что привычным это дело было у всех без исключения.
И куда же без типичной школьной и милицейской формы тех лет, а также одежды всю из себя модной мамаши двуличного Пети. Взять те же перчатки, без которых - если верить "Покровским воротам" - не обходилась ни одна уважающая себя москвичка тех лет.
Впрочем, то как изобразили и озвучили эту холёную мамочку, даёт основание предположить, что семейка эта не из рядовых работяг: либо папа занимает высокую руководящую должность, либо является деятелем искусств (и где-нибудь с успехом гастролирует). А с чего бы ещё этот паренёк-мажорчик набрался таких учтивых манер, а потом срывался на посторонних (переадресация агрессии?). Да к тому же над его кроватью висит не абы что, не репродукция каких-нибудь "Трёх медведей" Шишкина или "Опять двойки" Решетникова, а копия рисунка "Прекрасная шоколадница" швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара! Ой, неспроста это всё!..
И вырученные деньги негодник тратит не на махорку или народные папиросы типа "Север" или "Прибой", а на считавшийся ещё в 1940-е годы недосягаемо элитным, а в 1950-е уже просто дорогостоящий "Казбек". По цене 3 руб. 50 коп. за пачку. Тот же дворник дядя Егор вряд ли мог себя такими побаловать...
Для сравнения "Прибой" стоил рубль двадцать ("Север" на 20 копеек дороже) - столько же, сколько и порция мороженого, на которое маман сыночку "зажала". По какой причине, в мультике не объясняется, но согласно сценарию, у Петеньки до этого "болело горлышко" (якобы), из-за чего он накануне в школу не ходил.
Дальнейшую сцену с "индивидуальной непереносимостью" конечно можно списать и на пропаганду против курения среди детей и подростков (на пачках предупреждение от Минздрава появилось лишь спустя годы), но вряд ли антигерой мультфильма не пробовал курить раньше. Так что все эти его глюки можно объяснить и циничнее - хотя бы повышенной крепостью папирос "Казбек" (есть такая информация). Или скрытой рекламой - наряду с подпиской на "Мурзилку"?..
Возвращаясь к сравнению сценария и его воплощения, замечу, что в первом случае в шляпу редактора прохожие бросали серебряные (!) монеты и только потом сердобольная старушка не пожалела бумажный рубль. Его одного - на "Казбек" и спички (ещё 15 копеек) - точно не хватило бы, но в мультфильме кроме бабульки "круглому сироте" никто не подал и вовсе. То есть она расщедрилась на целых 5 рублей?!!
На этом пока всё. Ставьте лайки и делитесь в комментариях своими наблюдениями.
(c) Albert Magnus специально для kin0guru