Найти тему
Толкачев. Истории

Три сравнения текстов Солженицына и Пастернака. Счет 3-0, но в чью пользу?

Оглавление

Пишу, чтобы посоветоваться с читателем. Одного писателя читаю без труда и получаю эстетическое удовольствие. Другого не могу прочесть и пару страниц. При этом второй обвиняет первого...

Давайте разберемся.

1.Солженицын не просто критикует Пастернака, он его за писателя-то не считает

Александр Солженицын о романе "Доктор Живаго" говорил следующее:

"Я начал читать, и начало мне показало, что автор просто не умеет прозу писать. Какие-то реплики, ремарки в диалогах несусветные. Какая-то неумелость".

Читаю первые два предложения "Доктора Живаго":

Шли и шли и пели «Вечную память», и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра. Прохожие пропускали шествие, считали венки, крестились.(Пастернак)

Начало вполне. Я вижу толпу этих людей, лошадей. Как будто все ясно. Может я что-то не понимаю, и потому заглядываю к Солженицыну, как он начинает свой роман. Прочтите в Узле Первом Книге Первой первые строки "Красного колеса".

Они выехали из станицы прозрачным зорным утром, когда при первом солнце весь Хребет, ярко белый и в синих углубинах, стоял доступно близкий, видный каждым своим изрезом, до того близкий, что человеку непривычному помнилось бы докатить к нему за два часа.(Солженицын)

Да уж! Накрутил, так накрутил... в Узле Первом Книге Первой.

2. Далее Солженицын отказывает Пастернаку в серьезных мыслях – просто камня на камне не оставляет

Вот полюбопытствуйте! Александр Солженицын о романе "Доктор Живаго" говорит далее:

"И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин".

А мне очень нравится вот эта цитата из романа:

Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собою проповедник. (Пастернак)

А как Солженицын говорит о власти?

Ну вот, к примеру.

Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости. (Солженицын)

И все бы ничего, да ведь если я скажу наоборот: "Ограниченная власть в руках неограниченных людей всегда приводит к жестокости" – тоже сойдет!

Выходит бессмыслица.

А если поменяю местами "власть" и "жестокость"?

Взгляните!

Выходит так: "Неограниченная жестокость в руках ограниченных людей всегда приводит к власти". Как ни скажи - правильно. Но так же не бывает.

-2

3.Сравним описание природы

Бог троицу любит, а потому сделаю последнее сравнение. Вдруг Алесандру Исаевичу , не любящего Бориса Леонидовича повезет, да и опишет он, скажем природу лучше критикуемого коллеги.

Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно затеряться, спрятаться. (Пастернак)

Жалкие черные оголенные прутья зимой, - легко могу представить. А затеряться в зелени леса - так это вообще счастье.

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. (Солженицын)

Есть тут глагол "сочить". Во множественном числе что делают? Совершенно верно! "Сочат", а у Солженицына "сочают".

И вот это "нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух".

"Напаивает" от глагола "паять"? или я совсем запутался в словах классика, разоблачившего другого классика, которого мне так легко читать?

-3

Сдается мне, к критикам надо повнимательнее относиться.

Как вы относитесь к творчеству Солженицына? Может у вас есть свои примеры?

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр" . У нас много интересного.

https://dzen.ru/napishi_shedevr