Найти в Дзене

Индийская игра чаупар.

"Лотос вырастает из грязи." Индийская пословица. Чаупар- традиционная индийская семейная игра, очень похожая на пачиси. Является представителем игр типа "крест и круг". Игра ведется с помощью фишек и игральных костей на специальном поле, изображающем Храм и четыре дороги к нему. Цель игры- раньше соперников привести все свои фишки в центральный квадрат. В настоящее время существуют игры с похожими правилами и полем. Пачиси, Парчизи, Паркес, Парчис, Лудо, Патолли, Чопат, Чаупур, а также Пат- вот лишь некоторые из них. Похожая на чаупар игра под названием патоли (Patolli) существовала у американских индейцев в Теотиуакане, у толтеков, у индейцев майя и ацтеков. Американские индейцы и в наше время играют в эту игру. По одной из версий эта игра возникла в IV веке н. э. Чаупар была одной из любимейших игр махараджей. В этом может убедиться каждый, кто хоть раз бывал во дворце индийского императора Акбара Великого из династии Моголов. Огромное игровое поле посреди двора выложено красным и бе

"Лотос вырастает из грязи."

Индийская пословица.

Игровое поле и фишки игры чаупар.
Игровое поле и фишки игры чаупар.

Чаупар- традиционная индийская семейная игра, очень похожая на пачиси. Является представителем игр типа "крест и круг". Игра ведется с помощью фишек и игральных костей на специальном поле, изображающем Храм и четыре дороги к нему. Цель игры- раньше соперников привести все свои фишки в центральный квадрат.

В настоящее время существуют игры с похожими правилами и полем. Пачиси, Парчизи, Паркес, Парчис, Лудо, Патолли, Чопат, Чаупур, а также Пат- вот лишь некоторые из них.

Похожая на чаупар игра под названием патоли (Patolli) существовала у американских индейцев в Теотиуакане, у толтеков, у индейцев майя и ацтеков. Американские индейцы и в наше время играют в эту игру.

Игра патолли
Игра патолли

По одной из версий эта игра возникла в IV веке н. э.

Чаупар была одной из любимейших игр махараджей. В этом может убедиться каждый, кто хоть раз бывал во дворце индийского императора Акбара Великого из династии Моголов. Огромное игровое поле посреди двора выложено красным и белым мрамором. Когда-то по клеткам этого поля передвигались прекрасные наложницы императорского гарема, которые и служили ему живыми фишками. Похожие поля для игры в чаупар сохранились ещё в Агре и Аллахабаде.

Индийские божества Шива и Парвати играют в чаупар.
Индийские божества Шива и Парвати играют в чаупар.

Играют вдвоём или вчетвером (обычно двумя командами). У каждого игрока четыре фишки одного цвета. У одной команды фишки чёрного и жёлтого цвета, у другой- красного и зелёного. Фишки расставляются по рукавам доски в следующем порядке (по часовой стрелке): жёлтые, чёрные, зелёные и красные. Таким образом, члены каждой команды сидят рядом, а не напротив друг друга.

Доской обычно служит расшитая ткань в форме креста. В центре располагается большая клетка, называемая чаркони, которая является конечным пунктом для фишек. Каждый из четырёх рукавов делится на три столбика, по восемь клеток в каждом. Фишки ходят по внешнему периметру доски (по 17 клеток на каждом рукаве) против часовой стрелки прежде чем войти в свой домашний столбец (центральный столбец рукава, возле которого сидит игрок).

Игровое поле и фишки игры чаупар
Игровое поле и фишки игры чаупар

Доской обычно служит расшитая ткань в форме креста. В центре располагается большая клетка, называемая чаркони, которая является конечным пунктом для фишек. Каждый из четырёх рукавов делится на три столбика, по восемь клеток в каждом. Фишки ходят по внешнему периметру доски (по 17 клеток на каждом рукаве) против часовой стрелки прежде чем войти в свой домашний столбец (центральный столбец рукава, возле которого сидит игрок).

В чаупар играют с помощью трёх длинных костей с разметкой граней 1,2,5,6 или с помощью двух костей с разметкой 1,3,4,6. Каждый бросок костей может быть распределён между фишками игрока. К примеру, при игре с тремя костями игрок может походить тремя фишками, или же сложить значения двух или всех трёх костей и походить двумя или одной фишкой соответственно.

Передача партнёру очков, выпавших на всех или нескольких костях, разрешается только в том случае, если игрок не имеет возможности ходить своими фишками. Добровольный пропуск хода не допускается.

Доски для чаупара в швейцарском музее.
Доски для чаупара в швейцарском музее.

Фишки могут превращаться в суперфишки: если две фишки одного цвета оказались на одной клетке- они объединяются и в дальнейшем ими ходят как одной фишкой. Таким образом можно создавать и тройные, и четверные фишки. Двойная фишка может быть сбита только двойной, тройной или четверной фишкой, тройная- тройной или четверной, а четверная- только четверной фишкой.

Если ход фишки оканчивается на клетке, занятой фишкой другого цвета- последняя сбивается и ставится в чаркони, откуда ей придётся путешествовать заново, начиная с клети 1 (клетка в домашнем столбце игрока, прилегающая к чаркони).

Игра в чаупар
Игра в чаупар

Выигрывает команда, первой заведшая все свои фишки в дом. Жёлтые фишки можно заводить в дом только после того, как заведены все чёрные, а зелёные- после того, как заведены все красные. В случае, если каждый игрок играет сам за себя, выигрывает тот, кто первым завёл в дом все фишки. Завести фишку в дом можно только выбросив точное количество очков.