Героиня известной картины голландского художника Яна Вермеера по свой загадочности напоминает Мону Лизу Леонардо да Винчи. Мы также мало о ней знаем. И, често говоря, исследователи до сих пор спорят, а существовала ли такая девушка в действительности.
Сам образ девушки с картины очень загадочен. Во-первых, на голове у нее тюрбан, что было совершенно нехарактерно для голландской моды. А одета героиня в шелковый халат, как будто она только что встала с постели или ложиться спать.
Вермееру на картине удалось запечетелеть краткий миг жизни - девушка только-только повернула голову, чтобы посмотреть на того, кто оказался рядом с ней. Зрителю трудно понять первую эмоцию девушки при появлении того, на кого она смотрит. Трудно даже сказать, узнала ли она его, или этот человек незнакомец. Поэтому, наверно, эта картина так притягивает к себе внимание. В ней столько недосказанности, даже незавершенности, что зритель, конечно, невольно желает большей ясности.
Вторая загадка картины - это украшение в ухе героини. Судя по названию картины - это жемчужная сережка. Но жемчуг в те времена могли позволить себе только очень знатные или богатые люди. А такой крупный жемчуг был вообще огромной редкостью. Так что исследователи картины склоняются к тому, что на картине изображена сережка с искусственным жемчугом, изготовленным из веницианского стекла или перламутра. Поэтому, несмотря на свои размеры, она очень легкая. Что заметно не только по тому, в каких легких и прозрачных тонах художник изобразил ее, но и по тому, что она совсем не оттягивает ухо девушки.
По поводу того, кто изображен на картине, существуют разные мнения. От уже упомчнутой версии, что это всего лишь плод фантазии автора, до той, что Вермеер изобразил на полотне собственную дочь Марию или даму сердца богатого заказчика, который пожелал сохранить ее имя в тайне.
В пользу первой версии говорит то, что на портрете очень мало личных особенностей героини - не четкого цвета глаз, не ресниц, не складок, родинок и тому подобного. Изображение напоминает скорее ангельскую духовную сущность, мало связанную с материальным миром.
Но все же прототип, пусть переосмысленный у нее должен был быть. И здесь свое подтверждение получает вторая версия - по которой натурщицей отца была его дочь Мария. Ведь именно она изображена на большинстве других полотен мастера.
Интересную версию предложил писательница Трейси Шевалье в своем романе с одноименным названием. Эту историю большинство из нас знает по голливудскому фильму, снятому по мотивам романа. Девушку, изображенную на картине, по этой истории звали Гретта и была она служанкой в доме Яна Вермеера.
Мне кажется, это очень романтичная и красивая версия создания этой картины, но к сожалению, никаких доказательств того, что подобная история могла иметь место, нет. Ведь в средневековой Европе слуг и служанок вряд ли могли рассматривать в качестве людей, которые заслуживали быть запечатленными на полотнах художников.
А по вашему мнению, кто же такая эта девушка с жемчужной сережкой?
Если вам понравилась статья, и вы хотели бы еще многое узнать о прекрасных женщинах, подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
До новых встреч на канале "Прекрасное лицо".