Четыре мяча форварда «Арсенала» Андрея Аршавина в ворота великолепного «Ливерпуля» на его поле стали темой № 1 для всей футбольной Европы.
Матч английского чемпионата «Ливерпуль» — «Арсенал» прошел 21 апреля 2009 года и стал бенефисом российского форварда лондонского клуба Андрея Аршавина. Итог игры — 4:4. У гостей голы забивал только Аршавин (36, 67, 70 и 90 минуты), у гнавшихся за первом место хозяев — Фернандо Торрес (49, 72) и Бенаюн (56, 90+3).
«Это — «Энфилд». А это — Аршавин!»
Обозреватель «СЭ» Игорь Рабинер после матча написал:
21 апреля 2009 года — эту дату российский полузащитник «Арсенала» Андрей Аршавин запомнит навсегда. Четыре его гола в ворота «Ливерпуля» на «Энфилд Роуд» станут одной из легенд «канониров» на десятилетия. Его жест после третьего гола, когда он показал три пальца, развел руки в стороны и изобразил обалдевшее выражение лица, тоже войдет в историю. И «Арсенала», и России. Четыре гола в одном матче за мировой суперклуб наши футболисты не делали никогда. Тем более — в ворота другого суперклуба.
При выходе на это поле каждый игрок видит здоровенную красную надпись. Очень лаконичную: «It is Anfield». «Это — «Энфилд». Не мягкотелое «Добро пожаловать». И без восклицательного знака, который придал бы фразе ненужного пафоса и лишил бы ее эффекта. Эффекта страха, который должен пробрать гостей до костей. Недавно я беседовал с бывшим главным тренером «Челси» Авраамом Грантом. И он рассказал, как в канун полуфинала Лиги чемпионов против «Ливерпуля», которому «аристократы» до того дважды уступали, сыграл на своем якобы несовершенном знании английского футбола и языка. Перед выходом на поле «Энфилда» его игроки как-то слишком уважительно повторяли название этой арены. Грант взял со стола стартовый протокол, изучил его. После чего громко заявил: «Хей, как вы там говорите — «Энфилд»? Что-то я не вижу в заявке «Ливерпуля» игрока с такой фамилией!» Сначала игроки «Челси» оторопели. А потом — заулыбались. Их скованность как рукой сняло. На «Энфилде» они сыграли вничью, а затем на «Стэмфорд Бридж» победили — и вышли в московский финал Лиги.
Не знаю, боялся ли «Энфилда» Аршавин. Не думаю. Мне давно уже кажется, что он вообще ничего не способен испугаться. Разве что после первого своего виртуозного гола в Англии, в ворота «Блэкберна», постеснялся фирменно приложить палец к губам. Я тогда улыбнулся: ничего, скоро они увидят его во всей красе. Но, право, невозможно было представить, что так быстро — и до такой степени! Отдельное спасибо Арсену Венгеру за то, что в прошлую субботу не включил Аршавина в стартовый состав на полуфинал Кубка Англии против «Челси», выпустив лишь на концовку. Спасибо, во-первых, за то, что тем самым отправил в финал на «Уэмбли» Гуса Хиддинка, которого мы тоже очень любим. А во-вторых, за то, что разъярил футболиста, ни разу за последние два месяца не остававшегося в резерве. Чуть-чуть зная Аршавина, не сомневаюсь, что это решение по-настоящему задело его за живое.
Если бы кто-то через полчаса после стартового свистка судьи Уэбба сказал, что Аршавин забьет четыре гола, любой, кто видел матч, поднял бы этого пророка на смех. Ибо в эти полчаса ни «Арсенала», ни Аршавина на поле «Энфилда» не было. Хозяева, претенденты на золото, которым этот матч был в тысячу раз важнее, размазывали «канониров» по газону, как масло по бутерброду. Забить вот только никак не могли. А Андрей, получив пару раз мяч, тут же под диким прессингом его терял. Разок, правда, кого-то обыграл, но тут же, навешивая, поскользнулся, и мяч неуклюже улетел за лицевую. Я даже испугался, как бы Аршавина не заменили еще до перерыва. И вдруг — трехходовка. Впервые он ушел со своего левого края в центр, идеально открылся под пас назад — и получил его. Выстрел под перекладину — 0:1. Аршавин! Гол на «Энфилде»!
Не успел начаться второй тайм, как «Ливерпуль» опять принялся делать из «Арсенала» отбивную. Не успел «Арсенал» оглянуться, как на табло уже горели цифры 2:1. Не в его пользу. И «Ливерпуль» летел вперед, чтобы устроить сопернику окончательный вынос тела. В редкую минуту передышки мяч неподалеку от штрафной хозяев был у их испанского защитника Арбелоа. И тут из-за спины бедолаги, обокрав его, пулей выскочил Аршавин. Продвинулся еще на пару метров вперед. Почуяв неладное, в его сторону бросился матерый Каррагер. Но не успел. Удар россиянина из-за штрафной по недостижимой для Рейны уходящей траектории был космическим — по сложности и мастерству. Получите дубль — причем в момент, когда все уже казалось решенным в пользу хозяев! И еще один палец у губ! И тут «Ливерпуль» при виде Аршавина уже запаниковал. Поэтому, увидев его в очередной раз в своей штрафной, защитник от страха пихнул мяч прямо на россиянина — и тот хладнокровно расстрелял ворота. И изобразил уже описанную выше пантомиму.
Но это у «Арсенала» — искусство ради искусства. Выше четвертого места «канониры» все равно уже не поднимутся, ниже — не опустятся. А «Ливерпулю» надо за титул бороться. Он и забил. 3:3. Истекает 90-я минута. Хозяева штурмуют ворота Фабяньски: их устраивает только победа. Но — контратака. Летит по правому краю свеженький Уолкотт, здорово простреливает в центр. Кто там? Неужели Аршавин? Откуда у него взялись силы на 70-метровый рывок? А если и взялись — то как они могли остаться еще и для удара? Когда он забивал первые три мяча, я по крайней мере верил собственным глазам. На этот раз верить отказался. Потому что так не бывает! Что было после этого — пусть каждый вообразит в меру своей фантазии. Жаль только, что «Ливерпуль» все-таки сравнял счет. Защита «Арсенала» в этот вечер оказалась слишком чудовищна, чтобы Аршавин мог выиграть на «Энфилде» в одиночку. Хорошо еще, что не пропустили пятый. За нашего форварда было бы обидно. Забить четыре гола «Ливерпулю» и проиграть — что творилось бы у него внутри?
«Как я обогнал Уолкотта на 90-й минуте — до сих пор не пойму!»
— Особые слова здесь не нужны, — сказал Аршавин в интервью «СЭ». — Просто какое-то очень приятное состояние внутри. Но в то же время проскальзывает мысль: клево уже не будет, клево уже было. Потому что забить четыре мяча трудно даже команде второй лиги.
— Ваша эффективность в этом матче была просто поразительной: четыре удара по воротам — четыре гола.
— А если еще учесть, что мяч до меня дошел раз десять, не больше, то можно говорить, что без вмешательства звезд точно не обошлось.
— Насколько при этом ваше настроение подпортил четвертый гол «Ливерпуля»?
— Естественно, подпортил. И не только мое — всей команды. Но, с другой стороны, по той игре, которую показывал «Ливерпуль», он поражения тоже не заслужил.
— То есть итоговый счет справедлив?
— Наверное, да. Хотя обе стороны могут считать, что упустили победу.
— Четыре разных гола — какой понравился больше всего?
— Не знаю. Первый стал результатом хорошей комбинации, а когда я забивал второй, у меня получился неплохой удар.
— А откуда у вас взялись силы на такой рывок из своей штрафной к чужой на 90-й минуте перед четвертым голом?
— Сам удивляюсь. Обогнать Уолкотта у нас в команде не может никто. За ним обычно не успевают ни свои, ни чужие. А мне такое удалось. Как? За счет чего? Наверное, просто был мой день.
— Такой рывок говорит о том, что сил вам уже хватает на весь матч?
— Нет — о том, что в первом тайме я хорошо отдохнул (смеется). А если серьезно, то в таких матчах об усталости просто не вспоминаешь.
— Что для игрока премьер-лиги может стать более весомым достижением, чем четыре мяча на «Энфилд Роуд»?
— Чемпионство, что же еще? Не забью же я пять голов на «Олд Траффорд».
— Ваш «покер» обсуждает сегодня вся Европа...
— И это лишнее доказательство того, что в чемпионат Англии стоило стремиться. Если бы я забил не 4, а даже 24 гола кому-нибудь из аутсайдеров первенства России, то никого за пределами нашей страны, думаю, это не возбудило бы.