На рубеже 80-х / 90-х любому мало-мальски здравомыслящему человеку было очевидно: «перестройка» зашла в тупик, а «рулевой» этой «перестройки» – болтун и демагог, авторитет которого среди населения стремительно падает и стремится к нулю. Все видели и чувствовали на своей шкуре: страна сползает в такой кризис, какого она давно не видела.
Почему же тогда ничего не предпринимали? Где были хвалёные патриоты, защитники государства – главы Советской Армии и КГБ? Почему они не пытались спасти пошатнувшееся государство?
Была ли возможность реального, а не «картонного» ГКЧП, который якобы попытался взять власть в стране в августе 1991-го? Почему Горбачёву и его команде позволяли дестабилизировать и разваливать СССР? Почему не остановили, как Никиту Хрущёва в своё время? Хотя он был намного искушённее Михаила Сергеевича в политическом интригантстве, и поэтому опаснее для потенциальных соперников?
Это очень тяжёлые вопросы, но давайте попытаемся ответить на них хотя бы отчасти.
В критиках Горбачёва и его команды недостатка тогда не было. Значительная часть Съезда народных депутатов, а также избиравшегося им Верховного Совета СССР была в оппозиции Горбачёву и кичилась своим патриотизмом.
На словах эти депутаты очень резко критиковали главу государства и весь горбачёвский курс. Казалось, что они готовы сместить утратившего доверие главу государства, явно неспособного остановить обострявшийся кризис.
Однако на деле эта оппозиция оказалось такой же безвольной и беспомощной, как и власть. Такой же болтливой, пустопорожней и демагогичной, как и те, кого она критиковала.
В этом деле нужна была решительность, готовность идти на риск до конца, твёрдая политическая воля тех, кто смог бы убрать с высокого поста обанкротившегося «перестройщика».
Не нашлось таких решительных, авторитетных и готовых рискнуть людей. Никто не хотел стать «зачинщиком» и «застрельщиком» государственного переворота. Настроение было такое: пусть кто-то другой начнёт, а я поддержу. Потом. Наверное.
Метая с трибуны критиканские громы и молнии в адрес Горбачёва и его команды, в реальной жизни политики беспокоились только о своих материальных шкурнических интересах, о своих привилегиях, своём приспособленчестве. Взваливать на себя такую серьёзную ответственность, рисковать своей головой – не хотел никто.
И не только депутаты (о них ещё будет речь ниже).
«В Кремле не нашлось бойцов, чтобы убрать Горбачёва и спасти страну»
Бывший член Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачёв в интервью 2011 года (а он, между прочим, прожил до 100 лет и ушёл лишь в 2021 году) высказал всё максимально откровенно:
В Кремле не нашлось бойцов, чтобы убрать Горбачёва и спасти страну. Произошло политическое перерождение власти, представители которой стали фактическими предателями страны и народа. Жажда частной собственности сделала своё разрушительное дело. Все тряслись за своё личное состояние.
А те, кто понимал, что дело идёт к разрушению страны – оказались людьми мягкими, нерешительными, откладывающими рискованные и болезненные решения «на потом», ждущими, что кто-то другой возьмёт ответственность на себя.
«– Почему вы не отстранили Горбачёва, Егор Кузьмич?
– Признаюсь, были разговоры у меня. Заканчивались они чем: «Егор Кузьмич, мы вас поддерживаем, но мы не бойцы».
– Кто?
– Люди, которые рядом со мной были в составе Политбюро. Извини, все фамилии я тебе называть не буду. «Спасибо, Егор Кузьмич, за доверие, за такой откровенный разговор, но я не боец». Так они отвечали.
Крючков мягкий человек был по характеру, насколько я его знаю. Его предшественник на посту руководителя КГБ Чебриков был более твёрдый. Но его убрали. Почти одновременно мы ушли с ним. И министр обороны Дмитрий Тимофеевич Язов – тоже был человек мягкий, нерешительный.
– И много их было, «не-бойцов»?
– Больше, чем нужно».
Таким образом, причины кроются в том, что в руководстве партии и государства преобладали карьеристы и приспособленцы. Обладать хорошей собственностью, привилегиями, сытной и стабильной жизнью – только в этом были их цели и смысл жизни.
«Никто не хотел рисковать»
Теперь вернёмся к депутатам, используя воспоминания Владимира Литова, многолетнего и непотопляемого аппаратчика Верховного Совета СССР и России, а потом и Государственной Думы РФ.
Была такая оппозиционная Горбачёву депутатская группа «Союз», в которую в разные годы входили от 300 до 700 депутатов. На закрытом совещании этой группы, проходившей в высотном здании на Новом Арбате, 19, выступил зам. Министра обороны, Главнокомандующий сухопутными силами, Герой Советского Союза генерал армии Валентин Варенников.
Генерал говорил немного, но по делу. Ситуация обостряется, рассыпается экономика, нищает народ, полилась кровь в межнациональных конфликтах, растёт преступность. Терпеть всё это уже невозможно, и депутаты, и как граждане своей страны, и как представители и защитники своих избирателей, уже не могут отмалчиваться. Надо остановить эту вакханалию. Слов и заявлений уже предостаточно. Армия готова выполнить свой конституционный долг и начать действовать в ответ на обращение к ней депутатов».
Т.е., Варенников попросил обращения большой и влиятельной группы депутатов к армии, чтобы придать её силовым действиям по смещению руководства страны относительную легитимность. По сути, призвал к государственному перевороту.
Депутаты притихли, а потом, разбившись на группы, стали обсуждать этот прозрачный намёк генерала. По словам Литова, он даже накидал примерный текст призыва депутатов к армии навести порядок в стране.
«Подчеркнул, что мы, сотрудники аппарата, используем все свои связи и возможности, чтобы это призыв получил самую широкую огласку, и что депутаты здесь могут полностью положиться на нас».
Но, переходя с этим листочком от одной группы депутатов к другой, везде натыкался на какую-то отчужденность и даже враждебность. Никто не хотел брать на себя ответственности, никто не хотел ничего подписывать. Варенников ушёл ни с чем.
Имели место только трусость, неспособность действовать самостоятельно, нежелание рисковать и брать на себя какую-либо ответственность.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему не удалось отстранить Горбачёва?