Найти в Дзене
ЗОНГ | всё о театре

Терапевтическое путешествие к сердцу писателя

Как найти «Невидимый театр» и что травмировало Михаила Зощенко — читайте в тексте Максима Бабенко о спектакле-читке «Дневники оптимиста» Топографический шут ищет НВДМЙТТР «Нужно пройти сквозь стену», — сопоставляю висящую у входа в Исткабель схему с точкой на «Яндекс.Картах». «Невидимый театр», как и обещано в его названии, найти непросто. Апрельский вечер с ритмом морской волны периодически обливает холодком — поторапливает в поисках нужного входа. Заскакиваю внутрь. Просторный коридор, дверь, еще дверь, лифт. Наугад выбираю первую дверь и осторожно вхожу. Меня подводит интуиция: два стола, кипы бумаг, разбросанные папки — это офис. Впереди еще одна дверь, за спиной приближающиеся голоса. Если вернусь в холл, то получу по шапке за вход без приглашения. Терять нечего: хозяйски делаю пару шагов вперед и открываю новую дверь. Двор Исткабеля. Через минуту плутания по джунглям из красного кирпича замечаю курильщицу. Моя спасительница работает здесь. Она тратит время своего перерыва, чтобы
Оглавление

Как найти «Невидимый театр» и что травмировало Михаила Зощенко — читайте в тексте Максима Бабенко о спектакле-читке «Дневники оптимиста»

Топографический шут ищет НВДМЙТТР

«Нужно пройти сквозь стену», — сопоставляю висящую у входа в Исткабель схему с точкой на «Яндекс.Картах». «Невидимый театр», как и обещано в его названии, найти непросто. Апрельский вечер с ритмом морской волны периодически обливает холодком — поторапливает в поисках нужного входа. Заскакиваю внутрь. Просторный коридор, дверь, еще дверь, лифт. Наугад выбираю первую дверь и осторожно вхожу. Меня подводит интуиция: два стола, кипы бумаг, разбросанные папки — это офис. Впереди еще одна дверь, за спиной приближающиеся голоса. Если вернусь в холл, то получу по шапке за вход без приглашения. Терять нечего: хозяйски делаю пару шагов вперед и открываю новую дверь. Двор Исткабеля. Через минуту плутания по джунглям из красного кирпича замечаю курильщицу. Моя спасительница работает здесь. Она тратит время своего перерыва, чтобы показать мне дорогу к театру.

Фото: Максим Бабенко
Фото: Максим Бабенко

Необходимо осмотреться

Белая краска нарочно не маскирует текстуру стен бывших цехов. На одной из них геометрически ровным шрифтом без засечек черным цветом жирно напечатано: «НВДМЙ». Под этими буквами народ собирается в фойе. Как только организаторы понимают, что гостей больше не предвидится, они пускают собравшихся в зал. Капельдинерши вручают каждому зрителю по гвоздике. Гостям предлагают возложить цветы к сцене — на самом деле спектакль уже начался. Так режиссер погружает зрителей в свой замысел.

На сцене, опоясанной гирляндой с лампочками теплого света, пять венских стульев и три телевизора. На их экраны выведен портрет главного героя этого вечера — Михаила Зощенко. Всего этого достаточно: когда актеры играют, интерьеры и декорации второстепенны.

Фото: Максим Бабенко
Фото: Максим Бабенко

Спектакль

К сцене выходит Михаил Зощенко. Камео. Так можно подумать, если не знать, что это очень похожий на своего героя актер Арсений Семёнов. Персонаж вводит зрителей в контекст: у писателя хандра, и сейчас он обратится к воспоминаниям, чтобы понять, какое событие послужило ее причиной. К ведущему актеру присоединяется еще пять коллег. Один из них, музыкант Андрей Пирог, занимает место у синтезатора. Остальные поднимаются на сцену, начинается коллективный сеанс психотерапии.

Все пять актеров поочередно читают монологи и диалоги от лица Михаила Зощенко. Каждый играет по-своему, раскрывает отдельную черту характера героя, и оттого образ писателя получается разноплановым. На это влияет и то, что автобиографическая повесть «Перед восходом солнца», на которой строится постановка, состоит из разных историй. О первой любви. Об ужасах войны. О революции и разлуке. О кумирах и жажде славы. О публике, которая не понимает творца. Об отличиях человека от животных. О концепте смертности. О детской наивности. О потере родного человека.

Фото: Максим Бабенко
Фото: Максим Бабенко

Чтобы полностью познать человека, услышать лишь его размышления о жизни недостаточно — нужно посмотреть на него глазами другого. Режиссер замышляет единственную паузу и уводит артистов за кулисы, чтобы дать слово знакомому главного героя. Статичное изображение на экранах телевизоров сменяют архивные кадры Гостелерадиофонда. Зрители смотрят интервью. Местами аудио не слышно — акустика в зале все же не позволяет идеально воспроизводить винтажные записи: на звук фильма накладывается небольшое эхо. Все это никак не портит постановку, а наоборот делает ее более документальной. В шероховатостях есть жизнь. Видеоряд заканчивается, на сцену вновь выходят актеры, читка продолжается.

Комедийно — с легкой иронией — и в то же время трагично. Воспоминания советского автора ярко воспроизводит зрительское воображение, потому что так их читают актеры.

Фото: Максим Бабенко
Фото: Максим Бабенко

Причина всех невзгод

По итогам театральной терапии зрителю открывается иной Михаил Зощенко. Более понятный, более человечный. Не тот его стерильный образ, который транслируют школьные учебники по литературе и образовательные программы на канале «Культура».

Причину всех невзгод писателя каждый определит по-своему. Либо всё очень индивидуально: разные события по-разному травмирует разных людей. Либо всё очень универсально настолько, что наша психика не способна постичь ту самую причину. И как вопрошает одна глупая шутка из соцсетей: «А что если воздух — это яд, которому нужен век, чтобы убить нас?»

Текст: Максим Бабенко