Болонской системе пришел долгожданный капут.
Сергей Михеев: Что вы говорите?
Да. Министерство науки и высшего образования предлагает отказаться от этого пережитка западной системы высшего образования и перейти на новую систему. Бакалавриат заменят базовым основным высшим образованием (срок обучения 4-6 лет), магистратуру заменят специализированным высшим образованием (срок обучения от одного до двух лет), будет ординатура, и также предусмотрена аспирантура. Говорится, что мы всё лучшее взяли из советской практики, отказались от Болонской системы. Но я читал комментарии. Сам не являюсь специалистом в области высшего профессионального образования, но и я тоже каких - то особых изменений не увидел. Просто бакалавриат назвали базовым образованием, магистратуру – специализированным, и на этом как бы отчитались перед руководством страны, что задание выполнено, мы отказались, а теперь будем работать по-новому.
Сергей Михеев: Да. Вот учитесь, учитесь у людей! Ловкость рук и никакого мошенничества! Они еще и деньги за это, наверное, запросят на то, чтобы поменять названия. Я абсолютно уверен.
Ну не знаю. Может быть, Министерство образования просто до нашего сведения не довело необходимую информацию? В таком случае ее надо довести. Потому что, из того, что вы сказали (и вы сами дали этому оценку), я, в принципе, со всем согласен. А по сути что изменилось? Как смена названий повлияет на качество образования? В чем будет разница между учебным процессом, который был до этого, и тем, который будет потом? Потому что выглядит это так: «Вы преставали с тем, что надо отменить Болонскую систему - мы и отменили». А фактически просто поменяли вывески, и ничего не изменилось. Нет, друзья мои, нас всех за дураков держать не надо! Объясните нам, что конкретно изменится кроме этих названий. Такое впечатление, что просто убрали раздражающие народ названия: бакалавриат, магистратура. Хотя смысл был не в названиях, а именно в том, что, как свидетельствовали многие преподаватели и работодатели, упало качество образования в связи с этим дроблением.
Вовсе не в названиях дело, потому что «аспирантура», «ординатура», «специалитет» – это тоже всё нерусские слова. Смысл не в том, что эти слова русские или нерусские, и не в том, что раздражают или не раздражают, а что содержание изменилось. В этом нынешнем действии как изменится содержание? Пока неясно. И зачем это деление на 4 и 6 лет? Раньше по 5 лет учились.
Если очно-заочное, то побольше, а дневное - 5 лет.
Сергей Михеев: Да, 5 лет, и выходил специалист. Мы все знали, что он получил высшее образование. Сейчас зачем это разделение на 4 и 6 лет? Это «недовысшее» образование, это «перевысшее»? Это вносит только путаницу. И повышает ли качество? Непонятно. И у меня такое впечатление, что замечания от преподавателей, которые копились много лет, так и остались незамеченными. «Раз вам не нравятся эти слова, то хорошо, так и быть, мы их уберем». «Мы их уберем, а смысл не поменяется» – не очень понятно.
Под это еще, наверное, какие-то деньги выделят, чтобы названия поменять. Это же денег стоит. Думаю, не без этого, вне всякого сомнения. Одних только табличек и документов сколько надо будет заменить и т.д. Непонятно. Здесь или требуются разъяснения, или это просто какая-то имитация. Может быть хватит уже имитаций! Мне кажется, мы уже наелись имитаций! В том числе многие проблемы, которые сейчас разгребаем по всем фронтам, – это результаты имитаций. Когда имитировали движение вперед, имитировали модернизацию, имитировали развитие, а фактически или вообще ничего не происходило, или крайне недостаточно. А иногда, даже наоборот, было движение назад. Может достаточно с этими имитациями? Может завязываем? Или дайте какие-то разъяснения подробно и авторитетно, в чем смысл? Вот вы бакалавриат сменили на основное базовое, а это на это. И что изменилось? Что изменится в учебных программах? Зачем это деление и т.д.?