Все знают как выглядит сейчас в Севастополе мемориал, посвященный советской бронебашенной 35-ой береговой батарее. Многие там успели побывать, но лишь немногим повезло посетить ее подземелья до того, как их расчистили и привели в современное состояние, пригодное для осмотра организованными группами. Мне в этом плане повезло, в далеком 2005 году мы, в компании единомышленников, спустились в эти заброшенные "катакомбы", кое где еще хранившие следы последних боев защитников Севастополя июня-июля 1942 года. То что мы там увидели оставило сильное впечатление, которого не дает современная экспозиция.
В предыдущих репортажах мы с вами детально осмотрели артблок снаружи и изнутри, а также познакомились с изменениями, которые появились после его создания, изучили историю 35-ой батареи, почти все ее известные немецкие фотографии и несколько советских, сделанных после освобождения Севастополя (см. ссылки в конце статьи), обследовали остатки второй башни пройдя по ее погребам и подбашенному колодцу.
Настало время отправиться к башне № 1, но сделать это не просто. Если идти по поверхности, то мы сможем только заглянуть в подбашенный колодец, без возможности туда спуститься, а проход из артблока надо было еще найти.
Все дело в том, что батарея имела оригинальную конструкцию и в орудийный блок первой башни можно было пройти только по двум узким потернам сильно поврежденным при подрыве второй башни. Обе потерны начинаются в главном коридоре артблока, проходят параллельно под погребами второй башни, затем соединяются и выводят в помещения первого орудийного блока. Глубина подбашенного колодца второй башни не позволяла сделать одну потерну по центру. Вместе с тем дублирование потерн на самом опасном участке под снарядными и зарядными погребами позволяло избежать прерывания сообщения с первой башней в случае взрыва правых или левых погребов второй башни. Снаружи, после советской достройки попасть в орудийный блок первой башни, как и в саму башню, было невозможно. Потерны, несмотря на всю свою монументальность были достаточно уязвимым конструктивным элементом, что и продемонстрировал подрыв батареи в 1942 году.
Назначение помещений указано на период боевой эксплуатации батареи в советский период. Эту нумерацию мы и используем здесь. Сегодня нас интересуют показанные пунктиром потерны вод второй башней, которые мы исследуем. Помимо этого под номерами представлены помещения второй и первой башен: 18. Зарядные погреба. 19. Снарядные погреба. 20. Вторая башня. 21. Кладовая (помещение установщиков взрывателей с примыкающим к нему с тыла хранилищем взрывателей). 22. Техническая кладовая (помещение установщиков взрывателей с примыкающим к нему с тыла хранилищем взрывателей). 23. Кубрик, 24. Кладовая механика. 25. Помещения вентиляторов и термотанки. 26. Центральная телефонная станция. 27А. Помещение начсостава. 27Б. Кубрик. 28. Кладовая. 29. Кладовая. 35. Кубрик первой башни. 36. Кубрик первой башни. 37А. Помещение начсостава первой башни. 37Б. Гальюн первой башни. 40. Воздухозабор (аварийный выход на обрыв). Помещения без номеров - капонир обороны первого артблока.
Когда мы в прошлом репортаже осматривали правый снарядный погреб второй башни, то обратили внимание на провал в полу. Это не что иное как проломленные взрывом перекрытия правой части потерны, проходящей под снарядным погребом.
Мы могли бы по этой потерне отправиться к первой башне, но мои визави предпочитали другой путь, где нас ждал уникальный аттракцион.
Вы когда-нибудь прыгали на неразорвавшийся снаряд? А я прыгал. Именно это нам предстояло сделать, спрыгнув в пролом свода левой потерны из левого снарядного погреба.
Когда-то давно мы определяли этот снаряд, но с течением времени полезные знания утратились и сейчас, глядя на фото можно лишь констатировать, что перед нами точно не практический снаряд (практическое ядро сталистого чугуна), т.к. отсутствует характерная проточка корпуса. Скорее всего это фугасный (полубронебойный) снаряд обр.1911 г., вероятно чертежа № 254, 144-А или 45307. Это как бы намек на то, что когда была подорвана батарея снаряды еще были в ассортименте и миф о том, что батарея "жгла наседавших фашистов пороховыми газами холостых залпов" не выдерживает никакой критики. Подробно этот миф я разбирал здесь:
Правда тогда малость запамятовал и решил, что этот снаряд расположен не под левым снарядным погребом и его пытались просто перетащить по потерне к первой башне. Сейчас эту ошибку можно исправить. Очевидно, что снаряд попал в потерну после подрыва снарядного погреба и разрушения ее свода, либо был сброшен туда в более позднее время.
Оставим наш снаряд в покое и отправимся по потерне в сторону первой башни.
Расстояния здесь небольшие, но снимать приходиться в кромешной темноте, в результате качество фотографий страдает.
Это одно из самых интересных мест батареи, иллюстрирующее непростую историю ее строительства, в частности капонира, примыкавшего с тыла к артблоку первой башни. О нем я расскажу в следующий раз. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.
Использованная литература:
Андреев В.А. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы. Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014.
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009 Цит. по bellabs.ru
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru 2007-2010 годов.
Ранее опубликованные репортажи:
1. Начало экскурсии. Вход и силовая станция
2. История достройки и левая часть артблока
3. Левая часть артблока. Продолжение
4. Правая часть артблока
5. Что осталось от второй башни?
Репортажи с немецкой фотосъемкой:
1. Первая башня
2. Вторая башня
3. Другие фото 35-ой батареи
4. Чем отбивались моряки Севастополя, когда закончились снаряды. История одного советского мифа.
Понравилось? Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, я всегда на них отвечу в свойственной мне манере. Спасибо!