Лука в книги Деяния, повествует об успешном благовестии апостола Павла в Ефесе. Уча в публичном месте (лекционном зале Тиранна), Павел учил новообращенных.
Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины (Деян. 19:10).
Как известно, Ефес являлся языческим городом, центром поклонения культу Артемиды. В нем поклонялись и многим другим богам греко-римского пантеона. Город был переполнен колдунами, чародеями, прорицателями, магами, распространявшими различные суеверия. Поэтому было невозможно избежать противостояния христианства (учения Павла) различным верованиям. Напряжение нарастало настолько, насколько распространялась Благая весть. Какой же будет развязка? Об этом узнаем, исследовав стихи 11–20 19-й главы книги Деяния.
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19:11–20).
Как в Ефесе во времена Павла, так и в наши дни по всему миру, одна из целей дьявола состоит в том, чтобы христианство воспринималось людьми как одно из множества верований. Если люди не смогут отличать христианство от множества других религий, если не будут видеть разницы между истинным христианством и ложным, они очень легко станут жертвой ложных верований. Об этом свидетельствует тот факт, что даже евангельские христиане теряют ясность впонимании подобных вопросах.
Экуменический евангелизм больше не проводит грань между истинной церковью и ложной. Различные мероприятия, такие как, например, молитвенные завтраки, последнее время собирают не только руководителей крупных евангельских союзов, но и мусульман и буддистов. Все это называют широкими взглядами, противопоставляя их «узколобому», «сектантскому» мышлению.
Служа в Ефесе, Павел не хотел, чтобы его считали всего лишь одним из философов или, того хуже, одним из магов. Для современных проповедников Евангелия должно быть важно, чтобы христианство не воспринималось как одно из множества верований, но лишь как единственный, уникальный путь спасения, потому что Иисус учил: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Спасение возможно только через Христа, другого пути к Богу – нет!
Понимание превосходства христианства над различными верованиями – это вопрос жизни и смерти, от которого зависит спасение человека и его духовное развитие. Мы можем посмотреть на главенство христианства с доктринальной стороны. Но в данной статье, следуя за повествованием дееписателя Луки, мы обратим наше внимание на практическую сторону этого вопроса. Учитывая все вышесказанное, выделим три грани превосходства христианства над всеми верованиями этого мира.
I. Христианство несовместимо с корыстью
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:11–12).
Дабы показать превосходство учения Павла над языческими верованиями, желая подчеркнуть его отличие от многочисленных магов и волхователей Ефеса, Бог творил руками апостола чудеса, исцеляя больных и одержимых. Причем греческий текст подчеркивает, что речь идет о каких-то экстраординарных, необычных чудесах. Видимо, исцеления были настолько массовыми, что даже Лука, уже знавший о многих чудесах, посчитал происходившее в Ефесе чем-то особенным, необычным. Люди получали исцеление не только в присутствии Павла, но и когда его не было рядом.
…Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19:12).
«Сударион» – платок, предназначенный для вытирания пота с лица. Он изготавливался из льняной ткани и носился на голове. «Симикинтион» («опоясание») – передник, фартук, надеваемый на пояс. Обычно рабочие и ремесленники носили такой фартук. Напомню, служа в Ефесе, Павел занимался ремеслом (Деян. 20:34), отсюда и подчеркнутое Лукой указание на рабочую одежду. Как вы думаете, почему и для чего он это делал? Ведь обычно Павел получал материальную поддержку от других церквей. Отчего же в Ефесе он трудится не только духовно, но и физически? Неужели все дело лишь в финансовых затруднениях? Конечно же, нет. Павел хотел показать пример жертвенности (Деян. 20:35). В отличие от языческих целителей и экзорцистов, Павел не брал денег, совершая чудеса. Если бы он совершал чудеса небескорыстно, он бы очень быстро разбогател и перестал делать палатки.
Как мы увидим далее, сыновья Скевы попытаются использовать имя Христа для личного обогащения, в своих корыстных эгоистичных целях. Но ничего доброго из этого не выйдет. (Здесь важно отметить, что, хотя язычники и верили, будто личные вещи целителей обладают их силой, предметы одежды Павла не имели никакой исцеляющей силы сами по себе. Исцеляющую силу мог даровать только Бог.)
Несомненно, в Ефесе было много разговоров о великом целителе Павле. Говорили даже, что его одежда исцеляет. Не все понимали суть учения апостола, но многие знали, что в отличие от других целителей он, помогая людям, денег за исцеления не берет.
Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал… (Деян. 20:33).
В отличие от ложных религий истинное христианство нельзя использовать в корыстных эгоистичных целях человека. Люди, которые приходят в церковь, чтобы найти хорошего мужа или жену, чтобы получить успех во всех делах, богатство и процветание; люди, которые служат ради удовлетворения своих плотских амбиций, ради какой-то выгоды: славы, денег, человеческого признания, очевидно, перепутали христианство с другими религиями. Только в ложных религиях божество воспринимается как инструмент для удовлетворения эгоистичных земных желаний человека. Подлинное обращение к Христу отличается бескорыстным стремлением отдать все в этом мире ради верности Ему. Там, где этого нет, где в центре внимания лишь желание получать, нет и подлинного обращения.
II. Христианство несовместимо с сакраментализмом
Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19:13–16).
Прежде чем мы дадим пояснения к слову «сакраментализм», внимательно исследуем значение стихов 13–16. Среди местных чародеев и прорицателей были распространены различные заклинания. Что это такое? Заклинание – это набор звуков, слов, не имеющих смысла, которые маг произносил определенным образом, чтобы даровать исцеление или успех в каком-то деле своему клиенту. Зарабатывающие оккультной практикой конкурировали друг с другом, постоянно ища более действенные, по их мнению, заклинания.
Исцеляя больных, Павел свидетельствовал об Иисусе, воздавал всю славу Господу. Обычно в таких случаях апостол говорил инвалидам: «…во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо» (Деян. 14:10). Узнав об этом, некоторые иудейские маги посчитали, что в произнесении имени Иисуса как раз и состоит секрет исцеляющего заклинания Павла.
«Суеверные евреи, желая облагородить магическое искусство входить в общение с бесами, грешным образом приписывали его изобретение Соломону. Так, Иосиф Флавий сообщает, что Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней, а также волшебные формулы, позволяющие так связывать бесов, что они уже никогда более не отважатся вернуться к людям. Иосиф Флавий сообщает также, что искусство магии очень сильно процветало среди евреев. Христос, по всей видимости, тоже ссылается на это искусство, когда говорит: «И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют?» (Мф. 12:27). Такие маги обычно странствовали из города в город, предсказывая будущее, обещая исцелить больных, одержимых и сумасшедших.
Как это ни удивительно, но именно иудеи считались одними из лучших оккультистов. Обладая знаниями Ветхого Завета и различных заклинаний, некоторые из них действительно достигали определенных успехов в своей оккультной практике. В попытке повторить успех Павла особенно отличились семь человек, называвших себя сыновьями первосвященника Скевы. Были ли они действительно сыновьями первосвященника? Неизвестно. Если нет, значит, они всего лишь лгали, пытаясь таким образом привлекать к себе новых клиентов. Если да, то скорее всего, речь идет не о том, что их отец действительно был первосвященником (поскольку о первосвященнике по имени Скева ничего неизвестно), а о том, что он происходил из семьи первосвященника. Как известно, родственника первосвященника по мужской линии иудеи также могли называть первосвященником.
Во время одного из сеансов по изгнанию беса произошел интересный, в какой-то мере даже курьезный случай. Сыновья Скевы пытались именем Иисуса, Которого проповедовал Павел, изгнать беса из одержимого человека. Однако злой дух отказался им подчиняться. Используя голосовые связки человека, в котором он жил, бес сказал: «…Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15). Хотя сыновья Скевы претендовали на знание иудаизма, на родство с семьей самого первосвященника, в духовном мире они действительно были никем, абсолютным нулем. Бес знал Иисуса как Сына Божьего, знал Павла как великого служителя Христа, но сыновья Скевы были ему совершенно неизвестны, потому что они не только не находились среди именитых слуг Бога, но даже не входили в число именитых слуг сатаны.
И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19:16).
Греческое слово, переведенное как «бросился», происходит от ефалломае, буквально означающего «прыгать, скакать, бросаться, словно дикий зверь». Известно, что одержимые могут обладать неимоверной силой. Они разрывают наручники, гнут прутья металлических решеток на окнах психиатрических клиник. Одержимый из Гадаринской страны «…разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его…» (Мк. 5:4). Неудачная попытка изгнать беса именем Иисуса привела к тому, что один одержимый человек избил семерых, сорвал с них одежду так, что они нагие едва спаслись бегством.
Ключевая ошибка иудейских экзорцистов состояла в следующем: они думали, будто христианские термины (произнесение имени Иисуса, Павла) имеют сверхъестественную силу сами по себе, независимо от того, кто их произносит и для каких целей. Подобные заблуждения характерны и для наших дней. В богословии их называют сакраментализмом. Сакраментализм предполагает спасение, обретение каких-либо благословений посредством ритуалов, обрядов, участия в таинствах. Причем, согласно учению католиков, сами таинства действуют «ex opera operato» (из совершаемого действия). Получается, что таинства влияют на человека автоматически, независимо от совершающего и принимающего их. Если священник, совершающий таинства, живет нечестиво, это не умаляет действия таинства. Если принимающий таинство не имеет веры, он все равно получает благодать. Главное, чтобы человек не противился таинству явным грехом или предрасположенностью к нему. Например, согласно данной точке зрения, таинство крещения сообщает благодать Святого Духа, очищает от грехов и перерождает. Это происходит, даже если совершающий крещение живет в аморальности, а принимающий крещение сомневается или не имеет веры (дети не могут верить, но их крестят).
Мы (евангельские верующие, протестанты) можем решительно отвергать сакраментализм католиков, что безусловно правильно, и при этом исполнять заповеди Библии лишь внешне, формально, ожидая получить за это одобрение от Господа. Мы можем бездумно молиться каждый вечер и перед каждым приемом пищи, неосознанно повторяя заученные слова. Мы можем регулярно читать Библию, не вникая в ее содержание. Мы можем участвовать в вечере «по инерции», посещать церковные собрания из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год, не размышляя о своем положительном вкладе в укрепление единства церкви в любви и истине. И при всем этом верить, что Бог обязан благословить нас духовно и физически лишь за внешнее, механическое осуществление данных действий. Именно так поступали коринфяне. Они подходили к совершению вечери совершенно неосознанно, бездумно, «…не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29). Но Павел предостерегал их, что при таком подходе, не испытывая себя, не задумываясь об искупительном подвиге Христа, «…вы собираетесь не на лучшее, а на худшее» (1 Кор. 11:17). «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). Бездумное, механическое исполнение христианских заповедей приводит не к лучшему, а к худшему наказанию от Господа.
Для всех ложных религий (язычество, псевдохристианство) характерна какая-то слепая вера в силу обряда, ритуала, чаще всего совершаемого формально. Но истинное христианство ни с чем подобным несовместимо. Как в Ветхом, так и в Новом Завете Бог всегда требовал от Своих последователей поклонения, исходящего из сердца и основанного на ясном понимании Писания.
III. Христианство несовместимо с компромиссом
Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19:17–20).
Из прочитанных стихов ясно, что речь идет о недопустимости компромисса с грехом и заблуждениями.
Новость об избиении семи иудейских экзорцистов быстро облетела весь город. Многие поняли, что между Павлом и магами нет ничего общего. Это оказало особое влияние на колеблющихся между христианством и оккультизмом.
В Ефесе целая группа людей из слышавших Евангелие продолжала заниматься оккультизмом. Они не отвергали христианское учение, подкрепляемое многими чудесами Павла, но и не могли оставить свое увлечение магией. Почему так происходило? Скорее всего, потому что они еще не понимали, что между христианством и оккультизмом компромисс невозможен, что нельзя следовать за Павлом, не оставляя чародейство, либо они понимали, но не хотели это принять, надеясь в душе примирить новое учение Павла со своими старыми увлечениями. Теперь же после произошедшего с сыновьями Скевы люди, жившие в состоянии компромисса, приняли решение раз и навсегда оставить оккультизм и последовать за Христом. Демонстрируя свою особую решимость, некоторые из занимающихся чародейством публично сжигали дорогостоящие книги. Что это за книги? Из-за особой суеверности ефесян в этом городе появился целый класс людей, занимавшихся только волхованием и магией. Чародейское искусство находило свое отражение в особых книгах, где записывались формулы, заклинания, молитвы богам и тому подобное. Книги были разные, как старые, так и новые, и стоили очень дорого, они хранились у самых известных чародеев. В этих книгах содержались секреты магии, вернуться к которой после уничтожения книг не представлялось возможным.
Как отмечает Лука, стоимость уничтоженных книг составляла пятьдесят тысяч драхм (в греческом – серебра). В те времена драхма была серебряной монетой и приравнивалась к дневному заработку. Чтобы заработать такие деньги обычному человеку пришлось бы трудиться более 135 лет без отпусков и выходных, не тратя ничего на себя. Если предположить, что средняя плата в России за один рабочий день составляет тысячу рублей, тогда наш эквивалент суммы, обозначенной Лукой, равен пятидесяти миллионам рублей или одному миллиону долларов. Обратите внимание, новообращенные не договорились продать книги. Они решили раз и навсегда покончить со своим оккультным прошлым. Все это свидетельствовало о росте влияния Слова Божьего в Ефесе и его округе.
Публичное сожжение столь ценных книг оказалось одним из самых значимых событий общественной жизни Ефеса. Только представьте себе, на центральной площади или к югу от нее перед библиотекой Цельсия разожгли костер. Это уже привлекало прохожих. Собралась толпа, люди хотели знать, что происходит, переговаривались, спрашивали друг у друга. Вдруг к костру начали подходить всем известные чародеи, состоятельные и уважаемые жители Ефеса и демонстративно бросали в огонь пергаментные свитки, которые вспыхивали ярким пламенем. Этот костер стал наглядным и очень впечатляющим свидетельством о победе Евангелия над суевериями ефесян, о превосходстве христианства над оккультизмом язычества, о несовместимости служения Павла с практикой магов и чародеев. Из этого можно сделать более обобщенный вывод: истинное христианство в отличие от ложных верований несовместимо с компромиссным подходом к греху и ереси. В борьбе с грехом Иисус требует самых решительных мер.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5:29–30).
В противостоянии ложному учению действовать следует так же решительно.
Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин. 10).
К сожалению, многие современные церкви наполнены компромиссами: человек упорствует в грехе и к нему не применяют дисциплину, его не обличают, не отлучают; допускается брак верующего и неверующего; лидеры, абсолютно не соответствующие требованиям Нового Завета, руководят церковью; евангельские общины объединяются с ложными церквами для благовестия или молятся с буддистами и мусульманами. Все это признаки отступничества.
Никогда не пытайтесь использовать христианство, церковь для достижения своих корыстных эгоистичных целей.
Удаляйтесь от любых проявлений сакраментализма, слепой веры в силу обряда, ритуала, таинства, совершаемого, как правило, формально.
Не допускайте в своей жизни никакого компромисса с грехом и заблуждениями. Помните, все, что меньше этого, не может быть истинным христианством.