Найти тему

"Святой Петр" - первый корабль Петра Великого

Уникальная действующая реплика корабля Петра I, увидеть которую можно на Соловках (если повезёт)))

Яхта "Святой Петр" реплика
Яхта "Святой Петр" реплика

Привет Всем увлеченным путешественникам!

Сегодня хочу продолжить Соловецкую тему - пока публиковали отчет о нашем походе на Соловки 2017 года, нахлынули хорошие воспоминания о замечательных людях, с которыми удалось познакомиться во время пребывания на Соловках.

Люди эти из "Товарищества Северного Мореходства" (ТСМ) – Архангельской региональной общественной организации, в которую входят ученые, писатели, художники, инженеры и предприниматели из Москвы, Архангельска, Онеги, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Соловков.

Это абсолютные бескорыстные энтузиасты, увлеченные изучением и популяризацией истории и культуры Беломорья. Именно эти люди создали Соловецкий Морской музей в здании монастырского амбара для хранения гребных судов. Именно здесь возникла идея воссоздания первого корабля Петра, на котором он сходил на Соловки. О его паломничестве можно почитать здесь.

Итак "Святой Петр"

Историческое судно «Святой Петр» было построено на архангельских верфях в 1693 году. Строителями были голландские корабельные мастера Бас и Янсен, а ее украшения изготовил русский резного дела мастер Иевлев. Корабль имел одну мачту с парусами голландского образца, на вооружении у него было двенадцать трехфунтовых пушек.

Яхта "Святой Петр" 1693 года
Яхта "Святой Петр" 1693 года

Впервые Петр I вышел в море на «Святом Петре» 6 августа 1693 года.

А в мае 1694 года самодержец снова посетил Архангельск. Отсюда на первом своем корабле основатель Военно-морского флота России отправился с визитом в Соловецкий монастырь.

Считается, что именно на «Святом Петре» впервые был поднят российский судовой штандарт. Этот старейший из сохранившихся триколоров – национальная реликвия – сейчас хранится в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

После тридцатилетней службы яхту признали первым в Архангельске музейным объектом и указом 1723 года предписали ее всячески беречь. Но «Святой Петр» без должного ухода долго не протянул. Через 6 лет корабль просто развалился...

Но через 310 лет энтузиасты Товарищества Северного Мореходства решают воссоздать реплику первого корабля великого Государя! Идея постройки судна родилась у историка Сергея Морозова – ныне покойного создателя общественной организации Товарищество северного мореходства (нельзя не упомянуть этого замечательного человека, который вдохнул жизнь в этот проект!)

Воссоздание "Святого Петра" длилось 10 лет!

На деньги благотворителей и энтузиастов! (по нашим неофициальным данным строительство обошлось в огромную сумму - около 50 тысяч евро!)

Проект Соловецкого Морского музея по созданию уменьшенной копии (в ¾ оригинала) яхты «Святой Петр» преследовал просветительские цели. Верфь была и сейчас расположена в центре основной музейной экспозиции, повествующей о древних корнях русского мореплавания.

Год за годом гости «живого» музея могли наблюдать, как создается остов деревянного судна, как он обрастает обшивкой, как строящаяся яхта наполняется разнообразным оборудованием и получает резное убранство.

Члены экипажа - капитан и моторист
Члены экипажа - капитан и моторист

И все эти десять лет верфь, где строилась реплика знаменитой яхты петровских времен как магнитом притягивала к себе людей. Они приезжали из разных уголков нашей страны. Многие не имели ни малейшего понятия о кораблестроении. Но у них была мечта! И к тому же им очень нравились Соловки и люди вокруг, их друзья, товарищи. Все они были любителями, но через ошибки, по крупицам обретая опыт, им удалось то, на что, казалось, не смели рассчитывать: они построили корабль!

Основные характеристики парусно-моторной яхты «Святой Петр»:

• Длина по корпусу — 13,06 м
• Ширина — 4,54 м
• Водоизмещение — 33,6 т
• Парусное вооружение — гафельный тендер с бушпритом
• Площадь парусности — 98 кв.м
• Заваливающаяся мачта
• Двигатель мощностью 121 лс
• Обшивка корпуса — многослойная из деревянных реек
• Автономность по запасам воды и провизии — 10 суток
• Автономность по запасам топлива — около 2000 литров (5 ходовых суток)
• На судне будут расположены: одна двухместная капитанская каюта с салоном для приема гостей, две двухместных каюты, два двухместных кубрика для экипажа в носовой части судна, салон с камбузом и ходовая рубка. В кормовой части, вблизи каюты капитана и в средней части оборудуются гальюны.

Общее количество спальных мест – 15.

Командор - Дмитрий Лебедев

Первоначальный технический проект был выполнен на петрозаводской верфи «Варяг». Там же были заказаны элементы набора (киль, штевни, шпангоуты, бимсы). «Варяг» — профессиональная опытная судоверфь по производству деревянных судов, поэтому важные элементы корпуса судна и были заказаны ей.

Материал элементов остова — сосна.
Шпангоуты — клееные многослойные (ламинированные).
Материал первого слоя корпуса — лиственница.
Остальные слои — из сосны.

Ребята! Все это ручная работа! Даже спускали на воду "на руках", без использования специальной техники!

30 июля 2013 года яхта "Святой Петр" была освящена и впервые спущена на воду в бухте Благополучия Большого Соловецкого.

И что же теперь - спросите Вы? Стоит эта яхта на вечном приколе? - Нет!

Зимует яхта на Ладоге. И каждый год, в навигацию, совершает регулярные походы Ладога - Соловки и уже с Соловков - научная экспедиция по Белому и Баренцеву морям. Именно летом, между походами, можно увидеть "Святой Петр" на Соловках.

Осенью яхта возвращается на свою зимнюю стоянку на Ладоге. Экипаж формируется каждый год. У Вас тоже есть возможность стать моряком!

У автора тоже был небольшой опыт хождения на Святом Петре!

И это, скажу я Вам, нужно испытать каждому влюбленному в море!