Уникальная действующая реплика корабля Петра I, увидеть которую можно на Соловках (если повезёт)))
Привет Всем увлеченным путешественникам!
Сегодня хочу продолжить Соловецкую тему - пока публиковали отчет о нашем походе на Соловки 2017 года, нахлынули хорошие воспоминания о замечательных людях, с которыми удалось познакомиться во время пребывания на Соловках.
Люди эти из "Товарищества Северного Мореходства" (ТСМ) – Архангельской региональной общественной организации, в которую входят ученые, писатели, художники, инженеры и предприниматели из Москвы, Архангельска, Онеги, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Соловков.
Это абсолютные бескорыстные энтузиасты, увлеченные изучением и популяризацией истории и культуры Беломорья. Именно эти люди создали Соловецкий Морской музей в здании монастырского амбара для хранения гребных судов. Именно здесь возникла идея воссоздания первого корабля Петра, на котором он сходил на Соловки. О его паломничестве можно почитать здесь.
Итак "Святой Петр"
Историческое судно «Святой Петр» было построено на архангельских верфях в 1693 году. Строителями были голландские корабельные мастера Бас и Янсен, а ее украшения изготовил русский резного дела мастер Иевлев. Корабль имел одну мачту с парусами голландского образца, на вооружении у него было двенадцать трехфунтовых пушек.
Впервые Петр I вышел в море на «Святом Петре» 6 августа 1693 года.
А в мае 1694 года самодержец снова посетил Архангельск. Отсюда на первом своем корабле основатель Военно-морского флота России отправился с визитом в Соловецкий монастырь.
Считается, что именно на «Святом Петре» впервые был поднят российский судовой штандарт. Этот старейший из сохранившихся триколоров – национальная реликвия – сейчас хранится в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
После тридцатилетней службы яхту признали первым в Архангельске музейным объектом и указом 1723 года предписали ее всячески беречь. Но «Святой Петр» без должного ухода долго не протянул. Через 6 лет корабль просто развалился...
Но через 310 лет энтузиасты Товарищества Северного Мореходства решают воссоздать реплику первого корабля великого Государя! Идея постройки судна родилась у историка Сергея Морозова – ныне покойного создателя общественной организации Товарищество северного мореходства (нельзя не упомянуть этого замечательного человека, который вдохнул жизнь в этот проект!)
Воссоздание "Святого Петра" длилось 10 лет!
На деньги благотворителей и энтузиастов! (по нашим неофициальным данным строительство обошлось в огромную сумму - около 50 тысяч евро!)
Проект Соловецкого Морского музея по созданию уменьшенной копии (в ¾ оригинала) яхты «Святой Петр» преследовал просветительские цели. Верфь была и сейчас расположена в центре основной музейной экспозиции, повествующей о древних корнях русского мореплавания.
Год за годом гости «живого» музея могли наблюдать, как создается остов деревянного судна, как он обрастает обшивкой, как строящаяся яхта наполняется разнообразным оборудованием и получает резное убранство.
И все эти десять лет верфь, где строилась реплика знаменитой яхты петровских времен как магнитом притягивала к себе людей. Они приезжали из разных уголков нашей страны. Многие не имели ни малейшего понятия о кораблестроении. Но у них была мечта! И к тому же им очень нравились Соловки и люди вокруг, их друзья, товарищи. Все они были любителями, но через ошибки, по крупицам обретая опыт, им удалось то, на что, казалось, не смели рассчитывать: они построили корабль!
Основные характеристики парусно-моторной яхты «Святой Петр»:
• Длина по корпусу — 13,06 м
• Ширина — 4,54 м
• Водоизмещение — 33,6 т
• Парусное вооружение — гафельный тендер с бушпритом
• Площадь парусности — 98 кв.м
• Заваливающаяся мачта
• Двигатель мощностью 121 лс
• Обшивка корпуса — многослойная из деревянных реек
• Автономность по запасам воды и провизии — 10 суток
• Автономность по запасам топлива — около 2000 литров (5 ходовых суток)
• На судне будут расположены: одна двухместная капитанская каюта с салоном для приема гостей, две двухместных каюты, два двухместных кубрика для экипажа в носовой части судна, салон с камбузом и ходовая рубка. В кормовой части, вблизи каюты капитана и в средней части оборудуются гальюны.
Общее количество спальных мест – 15.
Командор - Дмитрий Лебедев
Первоначальный технический проект был выполнен на петрозаводской верфи «Варяг». Там же были заказаны элементы набора (киль, штевни, шпангоуты, бимсы). «Варяг» — профессиональная опытная судоверфь по производству деревянных судов, поэтому важные элементы корпуса судна и были заказаны ей.
Материал элементов остова — сосна.
Шпангоуты — клееные многослойные (ламинированные).
Материал первого слоя корпуса — лиственница.
Остальные слои — из сосны.
Ребята! Все это ручная работа! Даже спускали на воду "на руках", без использования специальной техники!
30 июля 2013 года яхта "Святой Петр" была освящена и впервые спущена на воду в бухте Благополучия Большого Соловецкого.
И что же теперь - спросите Вы? Стоит эта яхта на вечном приколе? - Нет!
Зимует яхта на Ладоге. И каждый год, в навигацию, совершает регулярные походы Ладога - Соловки и уже с Соловков - научная экспедиция по Белому и Баренцеву морям. Именно летом, между походами, можно увидеть "Святой Петр" на Соловках.
Осенью яхта возвращается на свою зимнюю стоянку на Ладоге. Экипаж формируется каждый год. У Вас тоже есть возможность стать моряком!
У автора тоже был небольшой опыт хождения на Святом Петре!
И это, скажу я Вам, нужно испытать каждому влюбленному в море!