Найти тему
Юниверсал Моторс

От самолетов к мотоциклам - всё про MV Agusta

Оглавление

История марки началась, с того, что граф Джованни Агуста в начале 20-го века переехал с Сицилии на север Италии чтобы в 1910 году спроектировать и построить свой первый самолет. Оценив успехи авиации в годы первой мировой войны, он в 1919 году открывает свой собственный завод для выпуска авиации. Бизнес пошел в гору, однако, уже в 1927 году Джованни Агуста скончался, оставив свой бизнес сыновьям и супруге. Они успешно продолжили вести его дело, но после Второй Мировой войны, по условиям мирного договора, Италии запретили производить самолеты. Вероятно, старший из братьев Доминико уже к 1943 году догадывался к чему все идет и принял решение о том, что бизнес нужно диверсифицировать.

Поэтому уже осенью того же года был готов первый мотоциклетный мотор собственного производства – одноцилиндровый двухтактный с объемом 98 куб. см и с двухступенчатой коробкой передач. В 1945 году компания регистрирует свой собственный бренд Meccanica Verghera, а уже в октябре в дилерском центре в Милане был представлен прототип первого мотоцикла. Он имел жесткую стальную раму, 19-дюймовые колеса, рычажную вилку «гирдер», а назвали его Vespa 98 cc. Правда в серию мотоцикл пошел под названием MV 98, так как от названия Vespa пришлось отказаться.

-2

На гоночном треке

В 1946 году мотоцикл был выпущен серийно, причем в двух версиях: Economica и Turismo. Turismo была более дорогой, её отличала трехступенчатая коробка передач и наличие задней подвески. Она оказалась значительно популярней, поэтому выпуск версии Economica быстро свернули. Всего за 1946 год было выпущено около 50 мотоциклов. Бренд сразу стал задумываться о собственной гоночной программе, поэтому была разработана версия Sport. Она была форсирована до 5 лошадиных сил, имела телескопическую вилку, более короткую раму, чтобы сделать управляемость острее, и плунжерную заднюю подвеску. Мотоцикл мог разгоняться до 95 км/ч. В этом же году марку ждали спортивные успехи. Все началось с победы в любительской гонке в октябре, а уже в ноябре в Монце трем гонщикам команды удалось завоевать весь подиум. Крайне важную роль в становлении гоночной команды марки сыграло то, что граф Доминико Агуста был фанатом мотогонок.

-3

В 1947 году компания всерьез решила побороться за клиентов с лидерами рынка. Поэтому на миланском мотосалоне того года помимо трех модификаций модели 98, которые включали версии Normale, Lusso и Sport, были две абсолютные новинки: мотоцикл с двухцилиндровым двухтактным двигателем объемом 125 куб. см, к которому шла четырехступенчатая коробка передач и одноцилиндровый четырехтактный мотоцикл объемом 250 куб. см.

Расширение кубатуры имело смысл не только потому, что нужно было забирать клиентов у конкурентов, но и потому что гоночный мир разделился по классическому делению кубатур: 125, 250 и 500 куб. см. 250-кубовый мотор оказался неудачным из-за слабых технических характеристик. Он выдавал 11 лошадиных сил, разгонял мотоцикл до 110 км/ч и провалился в продажах. За три года модель 250 Turismo купили всего 100 раз. У 125-кубового конструкция вышла дорогой при том, что модель была практически копией 98 модели. Поэтому в серию модель не вышла. Вместо нее в 1948 году выпустили Turismo 125 с одним цилиндром, с которого снимали чуть меньше 5 лошадиных сил. Мотоцикл тоже был практически копией 98 модели.

-4

Одновременно с ней был представлен мотоцикл для гонок – 125 Corsa. Он выдавал уже 9 лошадиных сил, имел стальную решетчатую раму для снижения веса, причем, вместо 75 кг модель весила всего 55. Оба колеса были 21-дюймовые, чего требовал гоночный регламент того времени. В 1948 году на Гран-при Наций в Монце заводской гонщик Франко Бертони выиграл гонку среди 125-кубовых мотоциклов. Однако, следующим летом команду обходит четырехтактный Mondial и Moto Morini, поэтому граф Агуста нанимает себе создателя четырехцилиндрового 500-кубового гоночного мотора Gilera, а также главного механика из команды Артуро Магни.

В крайне сжатые сроки эти люди разрабатывают для бренда два мотора. Первый из них – 500-кубовый с четырьмя цилиндрами. Уже в 1950 году он дебютирует в гонках, но без особого успеха. Лучшее достижение этого мотоцикла – третье место на пьедестале. Второй же был 125-кубовый с двумя верхними распредвалами. Этот мотор имел абсолютный успех в гонках. Он выпускался с 1950 по 1960 год, выдавал от 12 лошадиных сил в начале производства и до 20 лошадиных сил в конце. Передач сначала было 4, а к концу производства 7. Мотоциклы с этим мотором выиграли 34 Гран-при, 6 чемпионатов гонщиков, 1 чемпионат производителей, 4 итальянских чемпионата и 10 национальных чемпионатов в других странах.

Помимо одержимости спортом компания старалась также выпускать технику, которая пользовалась спросом. В 1949 году был представлен двухтактный 125-кубовый с механической четырехступенчатой коробкой передач скутер Tipo B. Помимо этого на базе малокубатурных мотоциклов выпускались легкие трехколесные грузовички.

-5

Передовые технологии и эксперименты

В 1952 году компания получает лицензию на сборку американских вертолетов Bell, при этом заключив выгодные соглашения о поставке военной техники Ирану, флоту Италии и еще некоторым странам. Граф Доминико стал зарабатывать большие деньги, а вместе с лицензией он получил доступ к самым передовым технологиям металлообработки. Продажа мотоциклов стала для него хобби, а огромные средства он тратил на мотогонки, внедряя туда авиационные технологии. Показательным случаем стали гонки в Монце. Там недавно разработанный 500-кубовый мотоцикл, обогнал своих конкурентов на невообразимые 58 секунд.

В конце 1952 года компания выпустила дорожную 175-кубовую модель. MV Agusta 175 имела четырехтактный двигатель мощностью 8 лошадиных сил с четырехступенчатой коробкой передач. Цилиндр был наклонён вперёд на 10 градусов и был выполнен из легкого сплава, так давало о себе знать авиационное прошлое компании. Распредвал был один и приводился в движение цепью. Спереди была вилка телескоп, а сзади два гидроамортизатора. У модели было 2 версии, различающиеся колесами и сиденьями. Мотоцикл разгонялся до 100 км/ч, и весил 103 килограмма. Всего было собрано 20 тысяч единиц, модель пользовалась огромной популярностью.

После удачных продаж компания приняла решение открыть завод в Испании. Затем появились 2 новые гоночные версии их удачной модели – 175 CS и 175 CSS, которая выдавала уже 15 лошадиных сил и оснащалась вилкой Earles. У модели был бак необычной формы за что та получила прозвище Disco Volante (летающая тарелка). Уже на основе гражданской спортивной версии был выпущен гоночный мотоцикл 175 CSS-5V. В нём было два распредвала, 16 лошадиных сил и пятиступенчатая коробка передач. Модель вошла в историю, так как на ней одержал свою первую победу Майк Хейлвуд, ставший позже девятикратным чемпионом мира в мотогонках.

-6

При всех достоинствах и технологичности 175 мотор имел один недостаток – недолговечность. Помимо этого, верхний распредвал осложнял процесс чистки от нагара, которая требовалась в то время несколько раз в год. Поэтому было решено разработать новое поколение четырехтактных 125-кубовых моторов, которые должны были прийти на смену старым двухтактным. Мотор был разработан в 1954 году. Он был с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов. Мотор дебютировал на двух моделях – 6,5-сильным Turismo Rapido и 7,5-сильным Rapido Sport. По своей конструкции мотоциклы повторяли старшие 175-кубовые модели, но в версии Rapido Sport передний телескоп был уже с гидроамортизацией.

К 1956 году компания принимает решение снова вернуться к кубатуре 250 на гражданских мотоциклах. Была представлена модель 250 Raid. Мотор был одноцилиндровым четырехтактным и выдавал 14 лошадиных сил. Он оснащался четырехступенчатой коробкой передач и разгонял 160-килограммовый мотоцикл до 115 км/ч. Однако, модель ждал провал, так как он был довольно «вялым» из-за большого веса, а внешне он был очень похож на младшие модели, хотя стоил значительно дороже.

К концу 50-х годов компания приняла решение дальше бороться за исправление своего имиджа, а в то время Agusta зарекомендовали себя как производители высокотехнологичных, но ненадежных мотоциклов. В 1959 году была выпущена модель 125 TRE с модернизированным мотором. В мотоцикле был производительный масляный насос, центробежный масляный фильтр и был увеличен объем картера. В рекламе модели заявлялось, что мотоцикл очень надежен и без проблем проедет 100000 км, из-за чего модель прозвали Centomila(сто тысяч).

-7

В 1958 году в Италии приняли дорожный кодекс, который запрещал выезжать на автострады мотоциклам с моторами 125 куб. см и ниже. В ответ компания выпустила модель 150 RS, 150-кубовый двигатель которого разгонял мотоцикл до 110 км/ч. В 1959 году компания снова пыталась выпустить 250-кубовый дорожник, но снова получается плохо. Они взяли 175-кубовый мотор, упростили его, поставили шланговый привод распредвала и увеличили объем до 232 куб. см. После чего создали на его основе модель Tevere. 11-сильный мотоцикл имел худшую динамику, чем младшая модель 150 RS, поэтому модель сняли с производства, а двигатель переработали для нового трехколесного грузовика.

Мотоциклы для подростков

Потерпев неудачи при повышении кубатуры компания решает выпустить недорогие легкие мотоциклы небольшого объема. Так, в 1960 году появилось семейство Checca. Технически они повторяли Centomila, но были поменьше. Оснащались мотоциклы двигателями от 83 до 99 куб. см и выдавали от 4 до 6,5 лошадиных сил. Несмотря на то, что их выпускали 9 лет популярными они так и не стали. Также на базе Checca было решено выпустить серию мотоциклов для подростков, которые выглядели как настоящие спортивные, но имели объем до 50 куб. см. Новая линейка получила название Liberty.

-8

Черная свинья

В 1965 году компания выпускает мотоциклы для эндуро гонок, они называются 125 Regolarita. Несмотря на небольшой объем, они выдавали 12,5 лошадиных сил, оснащались пятиступенчатыми коробками передач и 19-дюймовыми внедорожными колесами. Мотоцикл был удачный и хорошо показал себя в гонках. В том же году на EICMA марка представляет флагманский мотоцикл под названием MV Agusta 600. Впервые в истории мотоциклостроения он оснащался рядной четверкой, которая стояла поперечно. Мотоцикл обладал приличными техническими характеристиками для того времени. Он оснащался передним дисковым тормозом с тросовым приводом, а мотор выдавал 52 лошадиные силы и разгонял до 185 км/ч. Мотоцикл обладал 5-ступенчатой коробкой передач, воздушным охлаждением и двумя распредвалами. Публика прохладно отнеслась к модели и за спорный внешний вид окрестила модель "черной свиньей"

-9

1965 год был знаковым для компании, потому что именно с того года в компанию пришел легендарный гонщик Джакомо Агостини, который выиграл в общей сложности 311 гонок. Он выиграл 125 гонок мировых чемпионатов, 10 Isle of Man и 15 мировых чемпионатов. Помимо этого, он завоевал 18 итальянских титулов, а его рекорд по количеству выигранных мировых чемпионатов не побит никем до сих пор.

Последние годы компании

В 1971 году у компании случилось серьезное потрясение умер идейный руководитель компании Доминико Агуста. Его наследники не испытывали теплых чувств ни к мотоциклом, ни гонкам, а предпочитали заниматься вертолетами. Смерть Доминико стала началом конца компании, потому что после этого компания прожила всего несколько лет. Но даже после его смерти компании еще было чем удивить людей.

В 1973 году MV Agusta создали совершенно новый дизайн мотоциклов, на которой ровнялись практически все другие производители в 70-х годах. Компания выпустила модель 350S Ipotesi, прототип которой был разработан компанией ItalDesign знаменитого Джорджетто Джуджаро. Джорджетто разработал большое количество дизайнов для разных автомобилей. В 1999 году он был признан автомобильным дизайнером века. В 1973 году он поработал над дизайном мотоцикла MV Agusta и внешний вид мотоцикла отличался от всего, что было до этого.

-10

Джорджетто решил сделать части мотоцикла квадратными, а не круглыми как это было раньше. Помимо того, что дизайн мотоцикла был не таким, как у всех, его также отличали литые колеса и дисковые тормоза. Чуть позже в 1974 году появился более дешевый продолжатель этой модели – 125 Sport. В 1977 году мотоподразделение компании MV Agusta было закрыто наследниками графа Доминико Агусты.

К началу 90-х годов компания была практически забыта. Однако, Клаудио Кастильони, на тот момент владелец компания Ducati, приобретает права на марку, чтобы ее возродить. В 1996 году для того, чтобы сосредоточиться на возрождении MV Agusta Кастильони продает Ducati, нанимает бывшего инженера компании Ferrari Рикардо Роса для того, чтобы он разработал мотор для новой Agusta. Также он нанимает Массимо Тамбурини для того чтобы Тамбурини разработал дизайн новый Agusta. В 1997 году на EICMA в Милане была представлена MV Agusta F4 750. Этот мотоцикл произвел фурор на выставке и был признан одним из красивейших байков современности. Он был на 749 куб. см, выдавал 126 лошадиных сил и мог разгоняться до 275 км/ч. Мотоцикл был очень высокотехнологичном. Часть рамы, маятник и колеса были выполнены из магниевого сплава для того, чтобы снизить вес. MV Agusta несмотря на успешный дебют была очень маленькой компанией. Бюджет компании сильно ограничен, поэтому производство ограничилось выпуском лишь одной модели.

-11

В 2003 году у компании появляется новая модель Brutale 750. Это был нейкед построенный на базе F4. У него был дефорсирован мотор и выдавал он 127 лошадиных сил. Этот мотоцикл был признан мотоциклом года в Италии в 2003 году. Несмотря на то, что эти мотоциклы тепло принимались современниками, в 2004 году компания была продана малазийскому автопроизводителю Proton. Proton в свою очередь спустя всего год уступил компанию итальянскому финансовому холдингу GEVI S.p.A.

-12

В 2004 году спустя довольно приличное количество лет после релиза F4 был переработан её мотор и выпущена новая модель F4 1000. Она выдавала 166 лошадиных сил, весила 192 кг, а также у нее была переработана подвеска. Мотор был не новый, там лишь увеличили ход поршня, поэтому вырос объем и мощность. В 2005 году на базе старого же мотора был сделан новый Brutale 910. История такой небольшой марки не позволяет сильно расширять модельный ряд, однако, позволяет делать разные лимитированные версии или версии одного и того же мотоцикла.

В 2006 году произошло полноценное обновление F4, где серьезно изменили мотор под евро-3. В версии F4 1000 R 312 мотоцикл смог разгоняться до 312 км/ч. А в 2008 году снова доработали мотор сделав его на 1078 куб. см. Также были сделаны еще некоторые доработки, такой байк назывался F4 RR 312.

-13

В 2008 году компанию MV Agusta покупает компания Harley Davidson. Инвестиций от компании Harley Davidson хватило на то, чтобы закрыть все долги компании и разработать абсолютно новый трехцилиндровый мотор и наконец расширить модельный ряд, потому что на эти же деньги был разработан мотоцикл MV Agusta F3 с рядной тройкой. Однако, покупателей MV Agusta снова продолжают преследовать неудачи. Поэтому в 2009 году Harley Davidson объявили, что продают MV Agusta, так как у них начались финансовые проблемы. В августе 2010 года MV Agusta снова покупает семья Кастильони. На вложенные средства Proton и Harley Davidson Кастильони создали трехцилиндровый мотор и доработали текущую линейку мотоциклов.

-14

В 2010 году состоялась премьера нового Brutale. Можно считать, что мотоцикл был новым, так как 85% запчастей было заменено, однако мотор остался прежним. Были версии на 1090 куб. см и на 990 куб. см и выпускались они до 2016 года. В том же году состоялась громкая премьера предсерийного F3 675 с новым мотором на 3 цилиндра. Двигатель выдавал 28 лошадиных сил, в мотоцикле было много современных технологий. Коробка передач была кассетной конструкции, чтобы в случае чего можно было быстро поменять поврежденные детали. Также поменялась стальная рама с алюминиевыми боковыми элементами. Ещё в 2010 году была сделана премьера F4 с полностью новым мотором. Теперь он уменьшил свою кубатуру и выдавал 186 лошадиных сил.

2012 и 2013 года ознаменовались для компании появлением Brutale 675 на 110 лошадиных сил и F3 с мотором на 800 куб. см и 148 лошадиных сил.

-15

К середине 10-х годов компания прилично расширила модельный ряд и это сыграло с ними злую шутку. В 2011 году компания выпустила 3678 мотоциклов, в 2012 – 6550, в 2013 – 7488, а в 2014 уже 9200. Буквально за три года они выросли почти в три раза и это привело к тому, что в 2015 году компания снова почти обанкротилась. Поэтому в конце 2014 года состоялась сделка по продаже 25% MV Agusta компании Mercedes. Это было сделано для того, чтобы повысить объем выпуска до 15000 мотоциклов в год, а также построить дилерскую сеть и получить помощь с маркетингом и продажами от Mercedes. Mercedes же обязался вложить в компанию после покупки 20 млн евро.

Кастильони продавал 25 % акций Mercedes, думая о том, чтобы MV Agusta выставлялись у дилеров Mercedes, а также, чтобы получить доступ к финансовому отделу Mercedes. Однако, Mercedes относился к этой сделке далеко не так серьезно. По своим планам MV Agusta с Mercedes не сошлись, поэтому компания Mercedes решила вообще отказаться от своей доли. По итогу, концу 2015 года у MV Agusta начали расти долги, а поставщики перестали отгружать запчасти. Это довольно плохо сказалось на имидже компании. Помимо этого, у компании начались проблемы с продажами в среднем ценовом сегменте. Все, что в то время мог сделать Кастильони – это провести частичное банкротства и реструктуризацию. Благодаря этому, компания потеряла 50 % долгов, а также удалось на выгодных условиях выкупить акции у Mercedes. Но по итогам частичного банкротства компания обязалась уволить 200 человек, сократить производство с 9000 мотоциклов до 6000 и уменьшить траты на конструкторские работы с 15 млн евро до 7 млн евро, а на гоночное подразделение – с 4 млн евро до 600000 евро. Также в это время нужно было искать нового инвестора, и он был найден. Инвестором оказалось компания Black Ocean принадлежащая россиянину дагестанского происхождения Тимуру Сардарову.

-16

Тимур провел 18 месяцев исследуя целесообразность такой покупки. В конечном итоге он купил 49 % компании MV Agusta. Сардаров оказался не пассивным инвестором и приезжал почти каждый день. Кастильони занимался технической частью, а Сардаров сосредоточился на маркетинге. После покупки компании был новый план продаж и звучал так: «Продавать меньше и продавать лучше». На 2018 год план был намечен в 6000 экземпляров. Компания отказалась от недорогих мотоциклов, сильно урезав свою линейку. Мотоциклы, которые остались в линейке, продавались меньшими объемами, но зато у них была большая маржинальность. Вскоре Тимур Сардаров полностью выкупил у Кастильони марку. Также был расширен модельный ряд.

Сейчас MV Agusta – это компания, которая сконцентрировалась на выпуске передовых мотоциклов. Их отличает фантастический дизайн, лучшие в своем классе характеристики и самые передовые материалы и технологии.