Летом 2022 года в России разрешили производить новые автомобили экологического стандарта «Евро-2». Разбираемся, насколько цифра 2 реально хуже ныне действующей цифры 5.
Как появились экостандарты для автомобилей
Первый экологический стандарт – Евро-1 – был принят в Европе в 1992 году. Он устанавливал следующие нормативы на километр пробега:
- содержание оксида азота не больше 0,27 г;
- содержание оксида углерода не больше 2,72 г;
- содержание углеводорода не больше 0,72 г.
При внедрении стандарта Евро-2 количество допустимых выхлопов уменьшили втрое. В России он начал действовать в 2006 году. Евро-2 установил следующие пределы для выбросов вредных веществ на километр пробега:
- оксид азота меньше 0,10 г;.
- оксид углерода меньше 2,55 г;.
- углеводород меньше 0,62 г.
Под экостандарт Евро-3 попали и дизельные транспортные средства. Максимум содержания выхлопных газов снизился еще на 40%. Этот стандарт действовал в РФ до 2010 года. Затем, на смену ему пришел Евро-4 с еще более жесткими требованиями.
Евро-5 – один из последних стандартов, который действовал у нас с 2016 года. Он предусматривает снижение выбросов оксида азота и сажи в 5 раз по сравнению с показателями своего предшественника. Требования существенно ужесточились:
- оксид азота — не больше 0,06 г;.
- оксида углерода — 0,1 г;.
- углеводород — 0,1 г;.
- выброс сажи не больше 0,005 г.
Как рост экостандартов влиял на производительность авто?
Многие автоэксперты, знакомые с чип-тюнингом, считают что переход с экологического стандарта Евро-5 на Евро-2 — это несомненное благо для техники. Дело в том, что комиссия по экологии Совета Европы, принимавшая экологические нормы, настолько сильно ужала допустимый уровень по углекислоте и по иным вредным веществам, что производители вынуждены устанавливать дополнительные системы для обеспечения этих требований.
На легковые машины в обязательном порядке теперь идут каталитические нейтрализаторы, где происходит процесс дожига паров бензина. А на дизельные моторы устанавливаются сажевые фильтры, которые время от времени тоже прожигаются специальной системой. Тем самым создаются искусственные помехи для силового агрегата, препятствующие работе выпуска.
Что происходит со стандартом Евро-2 в России сейчас?
Летом 2022 года АвтоВАЗ запустил производство так называемых упрощенных версий моделей Lada Granta и Vesta. Силовые агрегаты в них располагают новой системой впрыска с пониженными экологическими требованиями, в том числе стандарта Евро-2. В связи с этим у многих возник вопрос: «Как этот экологический класс может повлиять на воздействие автомобиля на атмосферу? Будет ли такой автомобиль опасен для человека и окружающей среды?»
Не так страшен Евро-2, как его малюют?
Стандарт Евро-2 работает проще, чем Евро-5. Он позволяет достигнуть приготовления идеальной смеси без сложных систем впрыска и выпуска. Да, из его выхлопной трубы идет больше углекислоты. Сильно ли она вредна для человека? В принципе, нет. Углекислотой мы дышим ежедневно и даже выдыхаем углекислый газ из легких.
Опасность представляют оксиды азота, которые больше всего вырабатываются при работе машины без нагрузки. Однако с ними призван бороться нейтрализатор посредством каталитического восстановления оксидов азота. В ячейках катализатора угарный газ раскаляется до 600 градусов и разлагается на углекислый газ, а также на азот и кислород. Образовавшийся в результате химических реакций кислород используется для дожига угарного газа и недогоревших паров бензина. На выходе получается только углекислота.
Вывод
Современные условия вынуждают российских производителей снижать экостандарты производства. Но, скорее всего, эти изменения не будут критичны для автовладельцев, которые обращают внимание в первую очередь на комфорт и безопасность авто, а не на его экологичность. Выбор у наших автовладельцев никто не отнимал, всегда можно выбрать отечественное авто подешевле без ненужных «зеленых» функций, или переплатить и взять нечто более осознанное, новую Мазду или выбрать из ассортимента Китайских брендов.