Найти тему
132,4K подписчиков

Дешевле уже не будет: почему авиабилеты будут только дорожать?

248 прочитали
На этой неделе Минтранс РФ опубликовал прогноз, способный испортить россиянам настроение накануне длинных майских праздников и летних отпусков: цены на авиабилеты, считают в министерстве, в ближайшие

На этой неделе Минтранс РФ опубликовал прогноз, способный испортить россиянам настроение накануне длинных майских праздников и летних отпусков: цены на авиабилеты, считают в министерстве, в ближайшие недели вырастут на 10–30%. Но, в отличие от прошлых лет, с окончанием высокого сезона билеты не подешевеют уже никогда.

«Зеленые мили»

© flickr.com
© flickr.com

Эксперты связывают это с сокращающимся в России парком самолетов и вытекающим из этого снижением частоты рейсов и прореживанием маршрутной сети. Примечательно, что точно такая же тенденция наблюдается и в ряде других стран, где проблем с авиапарком не существует.

Окончание эпохи, когда авиаперелеты были доступны всем без исключения, особенно болезненно воспринимается в Европе, где путешественники за несколько десятилетий привыкли к перелетам по цене городского транспорта. Тарифы на авиаперевозки начали расти уже в нынешнем году, и, по прогнозам агентства Bloomberg, эта тенденция не развернется как минимум в течение нескольких десятилетий.

Причина, в отличие от российской, заключается в том, что многие страны мира приняли на себя (кто добровольно, кто под давлением) обязательства по сокращению выбросов углерода в попытке остановить глобальные изменения климата. В списке источников загрязнения атмосферы СО2 авиация занимает одно из первых мест — на ее долю приходится 2,5% общемировых выбросов углекислого газа.

Авиакомпании уже несколько лет пытаются «давить на сознательность» пассажиров. При заказе авиабилета у покупателя появляется опция «купить зеленые мили» (или что-то подобное, что зависит от копирайтеров конкретного перевозчика).

Как покупка этих миль или баллов помогает бороться с выбросами парниковых газов, непонятно. Как это поднимает стоимость авиаперелета, становится видно моментально, стоит лишь поставить галочку напротив этого предложения. В данный момент один «зеленый балл» равен 100 евро.

Для сравнения: утопленная в авиабилете компенсация углеродных выбросов в начале 2020 года составляла всего 15 евро. Затем случилась пандемия, которая поставила большинство авиакомпаний на грань выживания. Сейчас, обуреваемые борьбой с климатическими изменениями, регуляторные органы ЕС пытаются сделать с авиакомпаниями то, чего не смог сделать коронавирус…

Тоска зелёная

© unsplash.com
© unsplash.com

После изучения требований Евросоюза становится понятен смысл попыток авиакомпаний заставить пассажиров покупать непонятные «зеленые баллы». Сегодня авиакомпания, чтобы получить разрешение летать в пределах Европы, обязана иметь на своем «углеродном счету» определенное количество баллов.

До 2026 года власти Евросоюза «дотируют» 50% таких баллов, перераспределяя их от авиакомпаний более «зеленых» к менее «зеленым». Но уже через три года этому «социализму в небе» придет конец. Перевозчикам придется покупать эти баллы за свой счет. А что может быть более естественным для бизнеса, чем переложить стоимость затрат на клиентов?

Насколько подорожают авиабилеты, можно приблизительно подсчитать, зная, что европейские авиакомпании к 2027 году будут вынуждены потратить на соответствие экологическим требованиям ЕС, по данным Royal Netherlands Aerospace Centre, в совокупности около пяти миллиардов евро. Обойти это требование, оставаясь на рынке авиаперевозок, невозможно: документ под названием Destination 2050 обязывает авиалинии к середине века превратиться из загрязнителей атмосферы в «углеродно нейтральную» отрасль.

Для достижения этой цели упомянутые пять миллиардов покажутся карманными расходами. По подсчетам SEO Amsterdam Economics, в следующие 25 лет борьба за углеродную нейтральность будет обходиться перевозчикам в 33 миллиарда евро в год, то есть за весь период — в 820 миллиардов евро (в долларах эта цифра звучит еще более духоподъемно: триллион).

Способов «позеленеть» у авиакомпаний достаточно. Это разработка более эффективных двигателей, использование более чистого экологически топлива, снижение нормы выбросов на одного пассажира (самый простой способ сделать это, уже активно применяемый, — посадить 200 человек в салон, рассчитанный на 150, за счет фиксации спинок кресел в вертикальном положении).

Заранее подсчитано, во сколько выльется авиабизнесу каждый из этих шагов. Так, ценник на внедрение новых технологий колеблется около цифры в 200 миллиардов евро. Использование альтернативы керосину (под этим понимается пока невнятная субстанция «биотопливо») — 440 миллиардов евро. Улучшение инфраструктуры аэропортов — 30 миллиардов евро. И так далее.

Аналитики едины во мнении, что отрасль гражданских авиаперевозок найти внутренние резервы для реализации этих мер просто не сумеет. В первую очередь это касается компаний-лоукостеров (RyanAr, Wizz, EasyJet, Eurowings и другие). Чтобы удовлетворить регулятора, им придется из каждого евро дохода вкладывать 77 центов в мероприятия по «самоозеленению».

Деньги из воздуха

© unsplash.com
© unsplash.com

Чтобы оставаться на плаву (в случае с авиакомпаниями вернее будет сказать «на лету»), бюджетные перевозчики будут вынуждены поднять тарифы минимум на 77%. Что в них после этого останется бюджетного, вопрос риторический…

«Если бы авиакомпании могли повышать цены на билеты, не снижая тем самым спрос, разве бы они не делали именно это?»— указывает транспортный аналитик Алекс Ирвинг.

Рост тарифов неизбежно повлечет снижение спроса и запустит упомянутый Ирвингом порочный круг для поддержки рентабельности бизнеса: выше цена — меньше спрос — еще выше цена — еще меньше спрос, и так до бесконечности (именно в этот порочный круг уже в 2023 году втягиваются российские авиакомпании).

Второй «контур» этого замкнутого круга состоит в том, что получить прибыли, которые авиакомпании могли бы вложить в свою «декарбонизацию», невозможно, если количество пассажиров не увеличится на восемь миллиардов к 2040 году (то есть за следующие 17 лет хотя бы по разу должно слетать всё население Земли).

А теперь самое главное (и печальное для пассажиров)

Ирония заключается в том, что снизать углеродный след от авиаперелетов можно не мудрствуя лукаво — просто сокращением числа этих перелетов. Подсчитано, что за счет повышения тарифов на перевозки число летающих людей к 2050 году сократится естественным образом ровно настолько, чтобы авиакомпании достигли углеродной нейтральности, не выпрыгивая при этом из штанов. А раз так, то зачем городить огород с энергоэффективностью, биотопливом и прочими ресурсозатратными мероприятиями? Достаточно сделать в бланке заказа обязательной галочку «купить зеленые мили» — и благосостояние авиакомпаний до середины XXI века им гарантировано.