Найти в Дзене
СОТ О СУОТ

Очередное окно. Окно Овертона в ОТ

Принцип продвижения идей в коллективе
Принцип продвижения идей в коллективе

Привет народ, с вами СОТ!

На днях читал статью про технологию, позволяющую не быстро, но все же продвигать в обществе или коллективе любую идею. Стало интересно, можно ли эту технологию применить в ОТ. Итак, знакомьтесь, «окно Овертона» – это концепция, описывающая продвижение в обществе любой идеи, даже самые поначалу абсурдные.

Общественный деятель Джозеф Овертон в 1990‑х годах предложил модель, которая позволяла оценить насколько те или иные идеи приемлемы для открытого обсуждения. Позже, в 2006 году, публицист и политик Джошуа Тревиньо на базе идей Овертона предложил шесть ступеней (см. картинку) продвижения идеи в обществе и назвал концепцию - «окно Овертона».

Как эта концепция, по моему мнению, могла бы работать и в охране труда. Например, вы как специалист по охране труда приходите в компанию с низкой культурой ОТ, и ваша задача помочь руководству «мягко» двигать эту культуру по кривой Бредли. Чем заполнить «окна Овертона», чтобы движение пошло?

✅От «немыслимо» к «радикально». Возможно с этим этапом СОТ не столкнётся, так как какой бы не была компания, но все же об охране труда люди знают, хотя на этом этапе могут относиться равнодушно или даже скептически. Но как бы то ни было, на этом этапе в коллективе могут уже пойти разговоры, что пришел новый СОТ и ситуация будет как-то меняться, то есть начнутся рассуждения в коллективе и тестирование различных гипотез.

✅От «радикально» к «возможно». Любое обсуждение рождает движение в коллективе. Начинают появляться первые документы по ОТ. Планируются стандартные процедуры СУОТ. Руководитель организации и СОТ выступают на собраниях и объясняют основную цель формирования СУОТ. Непосредственные руководители сотрудников проводят обсуждения нововведений в коллективах.

✅От «возможно» к «приемлемо». Реализуются первые процедуры СУОТ. Первые сотрудники проходят обучение по ОТ, начинает меняться норма территории после проведенных мероприятий. Проводятся дни охраны труда и руководство открыто поощряется безопасное поведение среди сотрудников. За небезопасное поведение не наказывают, а беседуют и предупреждают.

✅От «приемлемо» к «популярно». Появляются лидеры ОТ среди руководителей. Формируются КПЭ по безопасности труда. Люли видят, что работать безопасно ещё и выгодно со всех сторон. Проходят конкурсы среди отделов. Руководитель организации лично награждает победителей.

✅От «популярно» к «норме». Лидеры по охране труда появляются уже и среди сотрудников. Сотрудники соблюдают требования ОТ потому что хотят. Безопасность для всех – это новая норма, которую поддерживают все сотрудники. Новая норма распространяется также и на подрядчиков, которые также участвуют во всех мероприятиях по ОТ и премируются по результатам проведенных безопасных и качественных работ.

Это мое видение и какие-то этапы я сам проходил (какие-то вижу уже сейчас у компаний-лидеров в ОТ), будучи новым СОТом в компании.

Также меня заинтересовал вопрос: «А какой процент коллектива должен поддерживать новую идею», чтобы её со временем поддержали уже все остальные при движении со ступени на ступень?». Нашлось исследование и на этот вопрос (анг.).

В исследовании говорится о том, что чтобы новые взгляды были приняты всеми, достаточно, чтобы 25% людей (коллектива) взяли их за принцип жизни и работы.

❗Если подытожить, то для формирования новой идеи, не обязательно фокусироваться и искать поддержку сразу у всех сотрудников. Можно первоначально выстраивать взаимоотношения по безопасности с лояльной 25% популяцией в коллективе, а остальные примут новую норму со временем. Возможно, это будет полезный совет для СОТов, которые приходят в новый коллектив.

Вы видите в таком подходе рациональное зерно❓