В 60 км к юго-востоку от Москвы на правом берегу речки Гжелка, в нескольких километрах от города Раменского раскинулось уникальное село с кратким названием Гжель .
Это один из старейших в России центров гончарного ремесла, место, где зародилась история известного на весь мир народного промысла.
Кто сегодня не знает уникальный «гжельский» фирменный стиль – синяя роспись по белому фону?
Само название «гжель» («жгель») фонематически передает основной процесс ее производства – «жечь глину».
А.Исаев в исследовании «Промыслы Московской Губернии» в 1876 г. написал следующее: «…я полагаю, местом первоначального изготовления гончарных изделий было село Гжель, как показывает само название. Отсюда промысел стал распространяться по окрестным деревням». То есть ареал производства дал название самому промыслу.
Гжельский фарфор, наряду с Жостово и Палехом, пожалуй, один из самых популярных народных художественных промыслов, при чем не только в России, но и в мире.
Посуду и сувенирную продукцию с ярко-синими узорами выпускают в Раменском городском округе Подмосковья, где этот промысел зародился семь веков назад.
С момента открытия месторождения глины традиции создания уникального бренда бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.
Существует так называемый «гжельский куст», в состав которого изначально входило около 30 населённых пунктов, расположенных в Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии.
Об истории зарождения промысла и заводах, которые радуют нас своими уникальными изделиями и сегодня, я расскажу в этой статье.
Местность Гжель впервые упоминается в завещании Московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году как дворцовая волость.
Исторически под названием Гжель подразумевается не одно село, а целый регион, который издревле славился залежами местной высококачественной глины.
Гжельский регион – это 27 сёл и деревень, образующих конгломерат селений ремесленников, именуемых «Гжельский куст».
Самые известные "цветы" "Гжельского куста"- Речицы, Новохаритоново, Гжель, Турыгино, Бахтеево, Жирово и Кузяево.
Уникальность региона состояла в том, что, являясь дворцовой волостью, Гжель принадлежала императорскому двору, поэтому во времена крепостного права гжельские мастера, хотя и были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам, считались свободными.
Основным занятием у местного населения, когда, начиная с 17 века в карьерах начали массово добывать глину, было гончарное ремесло и роспись посуды, изразцов и фигурок. Поглощённые творческим процессом, работники оттачивали мастерство, совершенствовали и технологию. В результате в скором времени Гжель стала центром керамического производства в Российской империи.
На территории современного Раменского городского округа Подмосковья сегодня расположены и действуют пять предприятий, выпускающих гжельский фарфор: «Объединение «Гжель»», Гжельский фарфоровый завод, фарфоровая мануфактура «Галактика и Компания», Гжельский завод художественной росписи и «Звезда Гжели».
Как производят гжельский фарфор?
Всё начинается с эскиза будущего изделия.
Когда рисунок готов - по нему делают макет, сперва - из пластилина, а затем из глины. Эту глиняную форму отправляют в фарфоровый цех. В нем глиняные заготовки проходят сперва этапы сушки и оправки, а затем обжига, чтобы придать изделию прочность.
Следующий этап – погружение в фуксиновый раствор. Окрашивая изделие в розовый цвет, раствор позволяет заметить на нём мельчайшие сколы и трещины.
Наконец, художники могут приступить к росписи, которая наносится кобальтовой краской серого цвета.
Интересный факт: у фирменного цвета Гжели - синего - встречается более 20 оттенков. Художники получают их при помощи разного нажима на кисть.
История легендарного подмосковного промысла
История промысла «гжель» начинается с давнего времени - с 14 века.
В 1318 году гжельские земли были присоединены к Московскому княжеству, что послужило мощным стимулом для развития гончарного производства на этих землях.
В уже упоминавшейся грамоте Ивана Калиты 1339 года князь завещал сыну местные керамические доходные мастерские.
В годы царствования Алексея Михайловича, в 1663 – 1666 гг., Гжель - эксклюзивный поставщик как аптекарских, так и алхимических сосудов, которые местные мастера активно изготавливали для поставки в столицу, что является признаком и качества, и мастерства.
Впоследствии эта традиция «поставщика двора его величества» и положила начало керамическому производству в Российской империи. В целях производства химической посуды Гжельская волость в 1710 году приписывается к Аптекарскому приказу в Москве.
При Петре I в 1691 году появляется мода на сине-белую роспись. В Россию был ввезён дельфтский фаянс, который высоко оценили гжельские мастера.
Оценив прежде всего саму идею, они однако предпочли обогатить ее русским содержанием, сделав бело-синюю роспись своим фирменным стилем. Стиль оценил сам император. Петр I в 1724 году издает указ о производстве в России посуды из белой глины.
Купец Афанасий Филиппович Гребенщиков в тот же год открывает в Москве первую керамическую фабрику, сырье для которой он приобретает в Гжели.
Фабрика Гребенщикова вскоре становится первой в России по производству майолики. Гжельские мастера параллельно решают самостоятельно освоить производство майолики, вытеснив в итоге производство Гребенщикова, который был вынужден в 1774 году закрыть свою фабрику.
Гжель же становится монополистом в производстве майолики.
В 1740-ые гг. Михаил Ломоносов и его сподвижник Дмитрий Виноградов по указу Екатерины I работают над задачей производства отечественного фарфора. Так, Виноградов, по совету купца Гребенщикова, едет в Гжель. Ломоносов высоко оценил местную глину, заметив, «едва ли есть земля более чистая».
И уже в 1745 году русский ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов на основе гжельских глин впервые в России создал рецептуру изготовления высококачественного фарфора.
Гжельское месторождение представлено почти 20 видами глины, основными из которых являются «беложгущие», использующиеся при производстве фарфора и фаянса, а также глина, которая применяется для майолики и красной керамики.
В начале 19 века происходит модернизация отрасли: в Гжели стартует производство полуфаянса. Одновременно происходят изменения и в росписи - от пятицветия майолики к синей росписи по белому.
В 1802 году в деревне Володино братья Куликовы открывают небольшой фарфоровый завод.
А в деревне Новохаритоново в 1810 году местным кузнецом Яковом Васильевичем и его сыновьями Анисимом и Терентием основывается первый крупный фарфоровый завод. Позднее получившие фамилию Кузнецовых, они являются основателями династии «фарфоровых королей».
В 19 веке в ареале «гжельского куста» фарфор выпускали уже десятки небольших кустарных артелей и полукустарных мастерских, которые, помимо посуды, изготавливали также игрушки, статуэтки, иконостасы и даже склепы из керамики.
К 1830 году насчитывалось более 50 производств и 30 живописных мастерских, которые при изготовлении фаянсовых изделий применяли роспись синим по белому.
И в середине 19 столетия о Гжели, по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии, говорили как о «русском Стаффоршире». Изделия этого периода сегодня представлены в коллекциях Государственного Исторического музея, Русского музея, Эрмитажа, а также музея «Объединения «Гжель».
К концу 19 века, однако, в связи с большим количеством товаров, ввозимых из-за границы, а также вследствие промышленного переворота, в результате которого от ручного труда перешли к машинному производству, гжельский промысел стал постепенно приходить в упадок.
Художественная сторона промысла угасает – производство становится ориентированным прежде всего на выпуск электротехнической и фармацевтической керамики.
После событий 1917 года предприятия, выпускавшие гжельский фарфор, были национализированы. На многих из них производство было остановлено.
Казалось, что традиции самобытного гжельского художественного промысла утеряны безвозвратно. Но в середине 20 века, вскоре после окончания второй мировой войны произошло возрождение отрасли: на основе сохранившихся образцов утраченные было приемы производства вернули к жизни.
Известны и мастера, благодаря которому это стало возможным,- это искусствовед Александр Борисович Салтыков и художница Наталья Ивановна Бессарабова.
Именно в это время был разработан фирменный бело-голубой стиль, стали использоваться кобальтовые краски, появились новые талантливые художники – старинный промысел получил «второе дыхание».
Сформировалась плеяда признанных мастеров современного стиля - Т.С.Дунашова, Л.П.Азарова, З.И.Окулова.
Размышляя о причинах стойкой популярности гжели, отметим, что роспись в бело-голубой гамме органично вписалась в привычное для русской ментальности сочетание голубого неба и белокаменных церквей.
А фирменный кистевой «мазок с тенями», придающий синему цвету множество оттенков и градаций, пожалуй, самый главный стилеобразующий элемент промысла.
Познакомиться с гжельским народным художественным промыслом можно в музеях, которые работают при действующих предприятиях. При чем экскурсии проводятся не только в самом музее, но и на производстве.
А ещё можно посетить мастер-классы по росписи и приобрести сувенирную авторскую продукцию в лавках при фабриках.
В настоящее время «Гжельский куст», хоть и изрядно поредел (в его составе – два крупных сельских поселения – Гжельское и Новохаритоновское, представленные каждое десятком деревень), но продолжает выпуск высоко художественных изделий в разной цветовой гамме, украшенных вручную авторской росписью.
Чтобы увидеть их воочию, надо посетить ряд сёл, расположенных в Раменском городском округе Подмосковья.
В самой Гжели расположен Гжельский завод художественной росписи, а самое крупное предприятие - «Гжельский фарфоровый завод» - находится в сёлах Новохаритоново и Речицы.
Продолжение следует ...
Оригинал статьи автора читайте на сайте издательства 'Подмосковье":
В следующей статье расскажу историю пяти действующих предприятий, выпускающих изделия народного промысла «Гжель» сегодня.
Спасибо , что читаете , я пишу для вас.