Найти тему
Мировая Живопись

Карл Лемох «Варька», 1893 год


Иногда в роли натурщиков художники выбирают людей из своего окружения. Друзья и родственники живописцев далеко не всегда изображены в привычных условиях. Мастер может поместить их внутрь жанровой сценки или представить в образах исторических персонажей.

Музой и излюбленной героиней Карла (в крещении Кирилла) Лемоха, русского художника-передвижника и члена Императорской Академии художеств, была его дочь Варвара. На живописных холстах знаменитого отца часто встречается её лицо. Однако лучшей работой с участием дочки для Карла Викентьевича стала картина с озорным названием «Варька».

Улыбчивая белокурая девчушка сидит на охапке сена, полубоком опершись на высокую корзину. Она нарядна: простое, но яркое платьишко, ожерелье из крупных бусин. В руках у малышки кукла, приодетая не хуже маленькой хозяйки. Платочек, повязанный на голове у девочки, край светлой домотканой рубахи, выступающий из-под подола платья,босые пяточки, кажется, выдают в ней крестьянского ребёнка.

Полотно закончено Лемохом в 1893-м году в подмосковном сельце Ховрино. Там художник владел собственной дачей и мастерской. Любопытно, что картина создавалась, когда Варвара Кирилловна уже успела превратиться во взрослую барышню. Образ крошки-Вареньки мастер восстанавливал по памяти, в немалой степени ему помогали детские фотографии дочери.

Местопребывание беззаботной «Варьки» сегодня – город Архангельск. Картина входит в одну из экспозиций музейного комплекса «Художественная культура Русского Севера».

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересного.