Катакомбная Церковь, как уже было сказано, зарождается одновременно с кровавым захватом власти в России, внешне — интернационалом, а внутренне, духовно — спущенным с цепи атеизмом. Ленин в пору становления власти Интернационала публично заявлял: "Чем больше крови, тем крепче власть!.. На Россию нам, господа хорошие, наплевать…".
Десять лет идет неравная борьба между обреченной на уничтожение Церковью и богоборной властью Советского государства. Огромная часть Российского Мученичества приходится на этот период, на период так называемого «Военного Коммунизма» и до 1927 года. И Церковь Православная, сколько не усекали Её главу, не пала. Она оживала, возрождалась в катакомбах.
Первая «Советская церковь» — это «живая» или «обновленческая церковь». А с 1927 года вступает в подобную роль вторая «Советская церковь» — ново-обновленческая или «сергианская». И Катакомбная Церковь в лице сергианства имеет второго врага, существенно помогающего первому врагу, Советской власти, уничтожать Катакомбную… Но сама власть не оставляет в покое, несмотря на «перекраску», священноначалия и рядового священства этой приспособленческой лже-церкви.
К 1939 году остались на свободе всего лишь четыре архиерея сергианской ориентации, из коих два будущих «московских патриарха», угодивших Сталину: митр. Сергий (Страгородский), митр. Алексий (Симанский), митр. Николай (Ярушевич) и архиеп. Сергий (Воскресенский).
Но основное внимание обращено Советской властью на уничтожение Истинствующей Православной Катакомбной Церкви, несмотря ни на что существующей в подъяремной России. И Советской власти деятельно помогает сергианская, ново-обновленческая Советская лже-церковь, признанная и именуемая самим гонителем официально существующей якобы «Русской Православной Церковью». При этом положении у Катакомбной Церкви два двуединых врага, один внешний — Советская власть, другой, заходящий с внутренней стороны, — «Советская лже-церковь». Действия Советской власти ясны: слежка, арест, тюрьма, или расстрел, или ссылка, не легче конц. лагеря. Но и сергианская, «Советская церковь», действует в том же духе, имея один и тот же руководящий центр. Известен случай из исповеднической жизни Еп. Аркадия (Острогальского), викария Полтавского, когда он, ничего не подозревая, возвращаясь из ссылки и будучи тайно в Москве, решил обратиться к митр. Сергию за советом, как ему быть и что делать? Митр. Сергий, прежде чем разговаривать с Преосвященным Аркадием, потребовал от него немедленно явиться в органы НКВД, которые сразу бы его арестовали… (Протопр. М. Польский. «Новые Мученики Российские». Том 2, с. 87). И такой случай не один, и не только с митр. Сергием, за свою верность не Христу Богу, а Богоборческой партии, ставшим впоследствии лже-патриархом, но и с другими «Советскими патриархами». И на совести этой советской лже-церкви мученическия страдания неисчислимого количества страдальцев Христовых. Но чтобы уяснить духовную природу этой трагедии, надо понять кем, в сущности, руководствуется Катакомбная Церковь.
Церковь Катакомбная — это прежде всего Церковь Старческая, руководимая Старчеством Всероссийским. А это последнее необязательно связано с иерархическим положением Старца в Теле Церкви. Преп. отец Серафим занимал очень скромное иерархическое положение иеромонаха в Православной Российской Церкви. Таких иеромонахов были тысячи, но через него было дано Церкви и Народу Российскому великое по своему значению Откровение Божие, которое делает пустынножителя Саровского Великим Старцем Всероссийским, а может и более того. А Митр. С.-Петербургский Гавриил или Митр. Московский Филарет, хотя и занимали руководящее положение в Церковной иерархии и были одновременно благодатными Старцами, через которых Господь подавал многим истинный путь жизни, но в «старческом» отношении они не имели того значения, какое имел Прп. отец Серафим Саровский… И будут ли это Старцы Оптинские, например, о. иеросхимонах Антоний, о. иеросхимонах Амвросий, Глинский Старец о. иеросхимонах Иллиодор, св. праведный о. Иоанн Кронштадтский или о. протоиерей Иона (Атаманский) Одесский, или иные Старцы Российские последнего времени — все они говорили одно и тоже. Но говорили они не свое, а внушенное Духом Святым. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21). Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет, тако и человек, рожденный от Духа (Ин. 3:8).
И тот же старческий дух действовал во многих пастырях, ставших на путь безбоязненного Исповедания Веры, приводящего их к преславной мученической кончине. Предсмертные завещания мученически ушедших Отцов особенно бережно хранятся в благочестивой памяти народной: «Господь ведет меня путем Своим… Но если я выйду из тюрьмы живым, — не верьте мне и не подходите ко мне… Это бы означало, — избави Боже! — что я не устоял, что я пал…».
Катакомбная Православная Церковь имеет множество названий на территории С. С. С. Р. Сами христиане не называют себя «катакомбными». И поскольку внешнего единства в Катакомбной Церкви нет, то синонимами этих христиан надо считать:
I. Истинно-Православную Церковь, Тихоновскую Церковь, в отличие от сергианской Истинствующую Православную Церковь;
II. ППЦ — Пустынно-Пещерную Церковь;
III. ИПЦ — Истинно-Православную Церковь;
IV. ИПХ — Истинно-Православных Христиан;
V. ИПХС — Истинно-Православных Христиан странников;
VI. Старо-Тихоновскую Церковь;
VII. Иосифлян — по имени знаменитого Митр. Иосифа Петровых;
VIII. Уаровцев — по имени тайного Епископа Уара;
IX. Серафимовцев — по имени тайного Епископа Серафима (Поздеева)
и т. д.
Но все эти имена, хотя, как будто бы, и свидетельствуют в некотором смысле о различии и подразделениях, но являются составными частями Единой Катакомбной Церкви. Это, как бы сказать, названия территориальные, вызванные герметической изолированностью отдельных групп. В те времена, когда еще был жив Патр. Тихон, всех Православных советские обновленцы называли «тихоновцами». Когда Патриарха не стало, люди знали имена трех первых Патриарших Местоблюстителей — Митр. Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского и Петра Крутицкого. Когда и они были убраны Богоборческой властью, остался один — Митр. Петроградский Иосиф. Но и его сразу же не стало. Все эти иерархи ушли в Вечность. Поколения верующих уже пришли иные. Новые люди уже не знали их. Свирепое гонение разъединило паствы. Люди знали только своего Епископа, объединялись его примером и именем. Появились новые имена иасповедников, таких, как Еп. Алексий Воронежский, Еп. Уар, Еп. Амфилохий Красноярский. Но их уже знал меньший круг. При разобщенности преследованиями каждый держался памяти и имени своего Епископа. Но пришло время и эти Исповедники ушли, как Мученики, да и те, что знали их, вымерли. А на смену Мучеников и Исповедников в Епископском сане пришли или остались такие же Исповедники, но только не Епископы, а священники. Но вокруг каждого священника была своя паства. Пасомые были преданы только своему пастырю. Они знали только его. А уже того, что происходило по соседству в селе или городе, они не знали… Но круг знания сильно сократился. Люди боятся выйти из пределов того, что им точно известно. Потому что провокации и обманы участились... Агенты власти и лже-церкви всюду. Сами вожди духовные — священники — постоянно скрываясь, уже не могут сказать к какому пастырю им надо приклониться при возможном аресте их батюшки. Поэтому священники-Исповедники, исходя из собственного опыта обманов, подлогов, измен, предательств, когда пастыри, не устояв, «страха ради иудейска», против воли давали подписку «верности» Советской власти, по существу — антихристу — уже запрещали своей пастве искать и находить нового себе руководителя. Они ясно говорили: "После нас никого не ищите. Истинный Вам не откроется. А тот, что Вы найдете, будет или прелестник, или провокатор-агент. Поэтому после нас уже не ищите. Лучше Вам быть без пастыря и хранить то, что я Вам заповедал, чем попасть в страшный обман. Господь Вас не оставит, если Вы смиренно будете нести заповеданное Вам истинным пастырем… Никого не ищите, чтобы не было бо́льшей беды… Молитесь дома. В открытые храмы лже-церкви не вздумайте ходить, это — ловушка. Там ересь последняя начинается — признание антихриста…". [оригинал — https://vk.com/markovgroup2018?w=wall-164697019_947/all].