Найти тему

Проблемы начинающего пианиста в обучении чтению нот

Для нас, взрослых музыкантов, чтение нот давно стало обыденностью, и мельчайшие его составляющие слились в единый монолит, комплекс, освоенный нами до автоматизма. У начинающих - всё не так. Даже если отбросить из внимания ритм, штрихи, аппликатуру и прочие параллельные трудности, а оставить одну только звуковысотность и чтение нотной линии на фортепиано (не сольмизация), всё равно мы найдём в этом несколько навыков, каждый из которых должен быть отработан (если не получается у ученика), для того, чтобы в чтении нот развитие не застопорилось.

-2

Перечислю эти навыки, рассмотрим работу малыша под микроскопом.

Есть дети, которые к нотному чтению (как и к целому ряду других видов деятельности) имеют крайне слабые способности. С ними нужно на каждом этапе добиться результата, и только потом, пойдёт движение. Встречались ли вам такие ребятишки? Напишите, пожалуйста, в комментариях, как это было, как вы справлялись с задачей?

Итак, вот они, этапы задачи чтения нот в одноголосной мелодической линии упрощённого рельефа для новичка в изучении нот:

  • Понимание самого принципа расположения нот на нотном стане.
  • Выработка нейросвязи «вижу ноту – ставлю палец на определённую клавишу».
  • Создание первоначального ПРЕДНАВЫКА чтения нот, преодоление барьера новизны и непривычности, а порой и растерянности, в самом начале работы с чтением нот.
  • Создание привычки регулярного чтения нот.
  • Становление навыка опережающего вИдения и подготовки к следующей ноте.
  • Достижение непрерывности в чтении нотных упражнений.
  • Выработка лёгкости чтения с листа (конечно, имеется в виду определённый уровень трудности, на котором находится ученик).
  • Заложение основ пальцевой памяти нот.
-3

Напомню, что данная система построена в направлении:
ОТ чтения с листа К разбору произведений по нотам.
Традиционная же практика имеет обратное направление:
ОТ разбора произведений по нотам К чтению с листа.
Каждый из этих принципов обладает своими сильными и слабыми сторонами. И тот и другой способы включают в себя и обучение чтению нот с листа, и разбору. Разница только в том, с чего начинается процесс и на чём формируется опора.

-4