Найти в Дзене
Рассказы Семёновны

Остались только воспоминания…

Бахарев Спиридон Александрович, кавалер ордена Отечественной войны, награжден медалями «За победу над Германией» и «Георгия Жукова», ветеран труда: - Родился в Алтайском крае, работал в колхозе, в 1943 году меня призвали на службу в армию. Сначала был четыре месяца в Бийске, там научили винтовку держать и стрелять. А в мае 1944-го посадили нас как цыплят в вагон и повезли на фронт - в Ленинград. Рассортировали кого куда – в артиллерию, связь, пехоту. Я попал в связь. Пошли из Ленинграда вторым эшелоном, пополнением. Самолеты кругом, бомбы, все взрывается. Финляндию прошли, Эстонию, Литву. Помню, как брали Нарву и Таллин. Сильно много там было убитых. Одним из них оказался и мой приятель Володя Никифоров. Такой красивый парень был и молодой совсем, ему бы жить… Ранило меня под Ригой, почти восемь месяцев лечили - легкое пробито было. В госпитале опять все незнакомые, из разных частей. И мальчишки по восемнадцать лет, и старики под пятьдесят, все раненые, больные, тут уж не до дружбы. В

Бахарев Спиридон Александрович, кавалер ордена Отечественной войны, награжден медалями «За победу над Германией» и «Георгия Жукова», ветеран труда:

- Родился в Алтайском крае, работал в колхозе, в 1943 году меня призвали на службу в армию. Сначала был четыре месяца в Бийске, там научили винтовку держать и стрелять. А в мае 1944-го посадили нас как цыплят в вагон и повезли на фронт - в Ленинград. Рассортировали кого куда – в артиллерию, связь, пехоту. Я попал в связь. Пошли из Ленинграда вторым эшелоном, пополнением. Самолеты кругом, бомбы, все взрывается. Финляндию прошли, Эстонию, Литву. Помню, как брали Нарву и Таллин. Сильно много там было убитых. Одним из них оказался и мой приятель Володя Никифоров. Такой красивый парень был и молодой совсем, ему бы жить…

Ранило меня под Ригой, почти восемь месяцев лечили - легкое пробито было. В госпитале опять все незнакомые, из разных частей. И мальчишки по восемнадцать лет, и старики под пятьдесят, все раненые, больные, тут уж не до дружбы. В марте 1945-го выписался из госпиталя, а в мае война закончилась. После выписки меня домой не отпустили, а направили опять в полк связи. В этом полку были одни девочки-связистки, многие из них уже замужем были, семьями обзавелись. В 1946 году пришел приказ всех этих девчонок демобилизовать. Сколько тут слез было – куда ехать-то, почти ни у кого не осталось после войны ни дома, ни родственников. Но приказ – есть приказ. Постепенно всех демобилизовали.

А когда полк расформировали, я попал в строительную часть. Мы город строили где-то между Свердловском и Нижним Тагилом. Там я и подружился с татарином Мусогитовым. Имя у него Мухомед, но для нас всех он был просто Мишей. Татары хорошие друзья, в обиду никогда не дадут. Мы с ним с 46-го по 51-ый вместе служили. Засекреченное место было, запретная зона. Я когда демобилизовался, давал расписку о неразглашении военной тайны. А какая там тайна? Самолеты да танки разбитые привозили в металлолом. Заводы-то все под землей были, мы и не видели ничего, что там. Отдельный взвод у нас был - дежурили по судам, телеграфам, театрам. Пацанами ведь еще совсем были. В театр придем дежурить, сидим да смотрим – интересно! Много повидали хорошего, но и трудностей хватало. У нас же, как и обычно в армии, военная подготовка была да и работали много.

Прослужил я семь лет, домой вернулся только в 1951-ом. Из колхоза не отпускают – работать некому. Хорошо, что дядя помог. Я паспорт получил и поехал в Таштагол. Здесь и живу, 15 лет в шахте отработал, потом - шофером, а сейчас уже 25 лет как на пенсии. После войны в Латвии был, там, где меня ранило. Остались только воспоминания, а кого-то искать все некогда было как-то. Ни с кем из сослуживцев я так и не встретился. А сейчас уже и время ушло, многих в живых нет, а многих еще на войне поубивало.

Отец мой и старший брат тоже на фронте были. Отец в 1898 году родился, за свою жизнь успел три войны пройти. Все живые вернулись. Никому не пожелаю такого «счастья», война – это страшно.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ

В 2018 г. по обе стороны от мемориала Неизвестному Солдату установили бюсты шести жителей района, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и ставших Героями Советского Союза при жизни и посмертно – Ивана Немкова, Степана Попова, Степана Коробова, Фомы Григорьева, Михаила Хорькова и Василия Токарева.
В 2018 г. по обе стороны от мемориала Неизвестному Солдату установили бюсты шести жителей района, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и ставших Героями Советского Союза при жизни и посмертно – Ивана Немкова, Степана Попова, Степана Коробова, Фомы Григорьева, Михаила Хорькова и Василия Токарева.