5,4K подписчиков

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ: ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ

10K прочитали

На небывалом пике художественной славы он ушел в затворничество, превратив занятие живописью в подобие священнодействия. Сам так никогда и не закончил обучение в Академии Художеств, но стал ее выдающимся педагогом. Не создавал методики преподавания и не писал учебных пособий, но воспитал в своей мастерской целую плеяду замечательных живописцев, которые с благодарностью пронесли память о своем наставнике через всю жизнь.

Среди его учеников Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие.

В «Год педагога и наставника» вспоминаем великого русского художника и одного из самых неординарных людей второй половины XIXв., Архипа Ивановича Куинджи.

Репин И. Е. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи 1877
Репин И. Е. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи 1877

МАСТЕРСКАЯ КУИНДЖИ

Архип Иванович Куинджи – пейзажист, выдающийся колорист, художник-экспериментатор. Выставка его картины «Лунная ночь на Днепре» (1880 г.) произвела невиданный ранее фурор в художественной среде Санкт-Петербурга. Люди шли в выставочный зал нескончаемым потоком и не могли поверить, что эффект свечения луны на полотнах достигается одним лишь сочетанием красок. Многие пытались заглянуть за раму «Лунной ночи» в поисках лампы.

Хотя из-за особого внимания к убедительности изображения эффектов света картины А. И. Куинджи имеют несколько декоративный характер, сам автор утверждал, что он лишь внимательно относится к натуре, к свойствам красок природы, и ничего не приукрашивает.

Куинджи А. И. Лунная ночь на Днепре. 1880
Куинджи А. И. Лунная ночь на Днепре. 1880

Именно этому – чувству природы, изучению природы, а не простому копированию увиденного, учил А. И. Куинджи своих студентов, прежде всего.

«…Архип Иванович молча выслушал нас, и по его лицу скользила добродушная улыбка. - Ну вот, вы оба плохо смотрели на натуру, а вы еще хуже написали эту картину, - спокойно сказал он. - Да, в натуре темное пятно есть…но вы не должны были его писать: оно должно само собою явиться в вашей картине... это темное пятно в натуре является следствием контраста неба с отраженным светом луны, а в картинах сгущение тона является само собой только в тех случаях, когда художник верно взял отношение красок и не замарал чернотой горизонт, как вы это сделали....» (Владимиров И. А. Два эпизода из жизни Архипа Куинджи).

УЧИТЕЛЬ ЖИВОПИСИ И УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ

Интересный факт: Иван Айвазовский не оценил таланта самого А. И. Куинджи. Архип, будучи юношей, преодолел много миль пешком до Феодосии, чтобы поучиться живописи у своего кумира.

Известный маринист оставил молодого человека на второстепенных задачах, поручал в том числе красить забор и толочь краски. Архипу Ивановичу пришлось отправиться искать другие пути усовершенствования своих навыков.

А вот ученики мастерской А. И. Куинджи оставили множество воспоминаний, которые свидетельствуют, что он обладал прекрасным педагогическим чутьем.

«...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его…» Н. К. Рерих
А. И. Куинджи. Осень. Между 1890 и 1895
А. И. Куинджи. Осень. Между 1890 и 1895

Важной частью преподавательской практики А. И. Куинджи были долгие неформальные беседы с учениками. После непосредственно занятий живописью коллектив студентов часто собирался своим небольшим сообществом для вдохновенных разговоров на самые разные темы.

В этих беседах раскрывался строй мышления каждого ученика, становились яснее их желания и устремления, в спорах рождались новые идеи.

А сам Куинджи ненавязчиво, в свойственной ему краткой, запоминающейся, чрезвычайно выразительной манере, передавал ученикам свое понимание целей и смысла живописи, делился жизненным опытом.

«Внутреннее должно быть в картине».

«Одни способны написать даже грязь на дороге, но разве в том реализм?».

(А. И. Куинджи)

Огромную роль в успехе недолгой преподавательской деятельности А. И. Куинджи (был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств с 1894г по 1897 год) без сомнения, сыграло само обаяние личности этого незаурядного человека.

А. И. Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898–1908
А. И. Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898–1908

Куинджи рано потерял родителей, в юности брался за любую работу, но достиг небывалых высот: популярности, богатства, высочайшего уровня художественного мастерства и признания своих заслуг.

При этом, жил он всегда очень скромно, даже не имел слуг. Хорошо зная, что значит жить в нищете, он помогал как имевшим финансовые затруднения ученикам, так, порой, и почти незнакомым людям. Помощь оказывал всегда так деликатно, что даже неизвестен весь объем ее.

На свои средства Архип Иванович создал общество художников имени А. И. Куинджи (существовало 1909-1930гг.), впоследствии завещал ему всё, что имел. В общество входили ученики А. И. Куинджи, а затем и те авторы, кому по духу были близки его принципы.

В Строгановском дворце Русского музея можно увидеть выставку работ одного из учеников А. И. Куинджи – Константина Федоровича Богаевского (проходит до 22 мая 2023).

Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь», Благотворительный фонд «Доброта Севера», АО «Силовые машины», ООО ЛЕНТА, Nordgold (Нордголд), ООО «Свеза-Лес», FUN&SUN и сеть клиник «Скандинавия» и Скандинавия «АВА-ПЕТЕР».