Найти тему
Психолог Онлайн

НЛП | Механизм запоминания

Оглавление

В данной публикации мы продолжаем изучение нейро-лингвистического программирования, структур запоминания и воспроизводства информации в нашем сознании.

Предыдущая публикация по теме НЛП по ссылке здесь....

Существует ли разница между размышлением о пугающем событии и его реальным переживанием?

Традиционная психология определяла такие явления как незавершенные травматические воспоминания, слабая «Я»-концепция, рассогласованные (дисфункциональные) защитные психические механизмы, остановка в развитии на ранней психосексуальной или психосоциальной стадии и т.д., и потратила много лет на поиски различных объяснений.

В НЛП изменили сам подход к изучению данного вопроса. 

Был поставлен другой вопрос: Как функционирует каждое переживание?

Для того чтобы подумать о переживании, человеку достаточно посмотреть на переживание с точки зрения наблюдателя, как будто он смотрит фильм.

Для того чтобы испугаться и получить истерическую эмоциональную реакцию, необходимо ментально войти (сделаться главным героем) в этот фильм и "оказаться внутри".

Сделайте шаг из него – фильм изменится. Сделайте шаг внутрь – и он изменится снова. 

Секрет находится в кодировке информации в нашем сознании. 

Никто не знает, как это работает, но это работает. 

Важно осознавать различия в кодировании представлений, и знать какие структуры с наибольшей вероятностью приводят к результатам, которых мы хотим добиться.

Для лучшего кодирования представления, информация разбивается на конкретные мелкие детали и различные качества. Специфические характеристики наших представлений (за счет субмодальностей), имея принципиальные отличия, составляют форму и облик нашего внутреннего мира. 

Модальности могут включать в себя следующие субмодальности:

1. Визуальная модальность:

  • пространственное расположение образов;
  • дистанция;
  • кадр или фильм (подвижное или неподвижное изображение);
  • количество образов;
  • узкоформатный или панорамный фильм;
  • цветной или черно-белый;
  • очертания;
  • форма;
  • размер;
  • горизонтальная или вертикальная ориентация;
  • ассоциированный или диссоциированный;
  • трехмерный или плоский÷
  • яркость;
  • контраст между передним и задним планом.

2. Аудиальная модальность:

  • пространственное расположение звуков;
  • дистанция
  • количество источников звука;
  • тип звука (музыка, шум, голос);
  • чей голос;
  • тон;
  • сила звука (от тихого до очень громкого);
  • качество звука (чистота, разборчивость или неразборчивость звука);
  • высота звука (от низкой до высокой);
  • мелодия.

3. Кинестетические модальность:

  • пространственная локализация ощущений;
  • какие ощущения неподвижные или подвижные;
  • давление;
  • зона и охват;
  • интенсивность;
  • температура;
  • влажность;
  • текстура;
  • ритм.

4. Языковая (лингвистическач) модальность:

  • расположение слов;
  • основанные на сенсорном опыте или оценочные слова;
  • простые или сложные;
  • описывающие себя или других;
  • касающиеся настоящего или прошлого.

Более тонкие настройки представлений позволяют нам добраться до самой структуры или процесса мышления, который "программирует" нашу нервную систему на те или иные чувства, эмоции, формы поведения, стиль речи, навыки и т.д. 

Чтобы выявить, распознать и наблюдать субмодальности, нам необходимо совершить переход с одного уровня восприятия на другой (от участника событий до наблюдателя со стороны)– для этого необходимо "подняться" над зрительными образами, звуками, ощущениями и т.д., и заметить их.

Данная техника "перехода", хорошо зарекомендовала себя на практике, я использую ее при работе с жертвами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). 

Но об этом в следующих публикациях....

Будьте здоровы!