Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Два дня назад я опубликовал статью «Ваганьковское кладбище. Где похоронен писатель Вениамин Каверин, а так же актеры, сыгравшие героев его бессмертного романа "Два капитана"» которая вызвала большой интерес с вашей стороны. Спасибо всем, кто прочел её и высказал свое мнение. Сегодня я хочу предложить вам рассказ о старшем брате Вениамина Александровича ученом с мировым именем, ставшим прототипом одного из героев другого известнейшего романа Каверина «Открытая книга».
Зильбер Лев Александрович (1894-1966)
Старший брат писателя Вениамина Каверина. Человек с удивительно сложной и нелегкою судьбой. Ученый с мировым именем, советский иммунолог и вирусолог, создатель советской школы медицинской вирусологии. Академик Академии медицинских наук СССР (1945), лауреат Сталинской премии.
В 1919 году он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета и одновременно его естественное отделение.
С 1921 года работал в институте микробиологии Наркомздрава в Москве. Там же он познакомился со своей будущей женой Зинаидой Виссарионовной Ермольевой, будущей создательницей советского пенициллина. После женитьбы, которая произошла в 1928 году, молодожены направляются в служебную командировку в Европу, где работают в Институте Пастера (Франция) и Институте Коха (Германия).
В 1929 году Лев Александрович принял предложение занять должности директора Азербайджанского института микробиологии и заведующего кафедрой микробиологии медицинского института в Баку.
В 1930 году направляется в Нагорный Карабах, где отмечены вспышки чумы и возникает опасность эпидемии. По возвращении в Баку был представлен к ордену Красного Знамени и вскоре арестован по обвинению в диверсии с целью заразить чумой население Азербайджана. Был освобожден через 4 месяца по ходатайству Максима Горького, к которому обратился младший брат Льва Зильбера писатель Вениамин Каверин.
После освобождения Л. А. Зильбер работал в Москве, возглавляя кафедру микробиологии в Центральном институте усовершенствования врачей.
В 1937 году руководил дальневосточной экспедицией Наркомздрава СССР года по изучению неизвестного инфекционного заболевания центральной нервной системы.
В ходе работы впервые описал природу возникновения болезни названой им клещевым энцефалитом и предложил методы борьбы с ним.
Сразу после возвращения был обвинен в попытке заражения энцефалитом московского городского водопровода. По приговору суда отбывал срок заключения в Печорлаге, где работал врачом и продолжал научные исследования. Результатом исследовательской работы стал препарат для лечения авитаминоза в условиях крайнего севера, исходным компонентом для которого стал ягель.
Недорогое и эффективное средство прошло клинические испытания, и Зильбер получил авторское свидетельство, где вместо его фамилии в качестве изобретателя была указана аббревиатура «НКВД».
После двух лет заключения ученый был освобожден, вернулся в Москву и был принят на работу в Центральный Институт эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава СССР в качестве заведующего отделом вирусологии. Как он сам потом вспоминал, столь быстрое освобождение и практически полная реабилитация стали результатом активных усилий предпринимаемых братом и первой женой Зинаидой Ермольевой, с которой они к тому времени расстались, но продолжали сохранять весьма теплые отношения.
Следующий арест последовал через год. В 1940 году Зильбер был вновь осужден и отправлен в так называемую «шарашку», медицинскую лабораторию закрытого типа в которой работали заключенные. Здесь он специализировался на вопросах лечения онкологических заболеваний.
В ходе исследований сформулировал новую концепцию происхождения раковых опухолей и впервые в СССР предложил методику профилактики и лечения рака на ранних стадиях. В 1944 году по инициативе бывшей жены Л.А. Зильбера Зинаиды Ермольевой группа выдающихся советских ученых написали письмо на имя И.В. Сталина с просьбой освободить знаменитого ученого из заключения.
Неизвестно дошло ли письмо до адресата или все было решено на более низком уровне, но в марте 1944 года накануне своего пятидесятилетия Л.А. Зильбер вышел на свободу.
В 1945 году становится действительным членом только что созданной Академии медицинских наук СССР, возглавляет Института вирусологии АМН СССР и отдел вирусологии и иммунологии опухолей Института эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней АМН СССР.
10 ноября 1966 года академик Лев Александрович Зильбер скоропостижно скончался прямо в своем рабочем кабинете.
Похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища. Позже рядом с ним упокоился сын
Киселёв Лев Львович (1936-2008)
Известный ученый. Молекулярный биолог и биохимик, академик РАН (2000) по Отделению физико-химической биологии, действительный член Европейской академии наук, председатель Научного совета программы "Геном человека". Председатель экспертного совета по биологии РФФИ. Автор 360 научных работ, в том числе 3-х монографий. В 1979 г. удостоен Государственной премии СССР. Много лет был главным редактором журнала "Молекулярная биология" и соредактором журналов "FEBS Letters" и "Biochimie".
Скончался в апреле 2008 года. Похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища рядом с отцом. Думаю, вы мои уважаемые читатели и подписчики согласитесь, что отец и сын академики явление не частое.
В 2016 году рядом с отцом и старшим братом упокоился
Киселёв Фёдор Львович (1940-2016)
Советский и российский вирусолог, член-корреспондент РАН (2014; член-корреспондент РАМН с 2005), сын академика Льва Зильбера, брат академика Льва Киселёва.
Вот такая удивительная семья замечательных ученых и ко всему прочему близких родственников прекрасного писателя Вениамина Каверина. Дополнительно хочу сказать, что неоднократно упоминавшаяся в этой статье первая жена академика Льва Зильберта Зинаида Виссарионовна Ермольева стала изобретателем советского пенициллина, превосходившего американский, академиком и прототипом главной героини трилогии Каверина «Открытая книга». В ближайшее время я планирую написать о ней отдельную статью, конечно если это будет интересно вам, мои уважаемые читатели. Поскольку судить об этом я могу исключительно по вашим отзывам, буду ждать вашей реакции, ну а пока всего доброго и до скорой встречи.