Дорогие друзья, начнем с новостной повестки. Ракета SpaceX Starship была взорвана после запуска.
Сами себе напомним (или впервые узнаем, трудно вспоминать то, чего раньше не знал): Starship – проект самой мощной ракеты из когда-либо созданных. По задумке, она предназначена для отправки людей на Луну, Марс и даже на более длительные дистанции.
Из открытых источников сообщается, что по крайней мере пять из 33 двигателей не сработали при старте. Ракета вышла из пусковой вышки, но до отделения корабля от носителя дело не дошло. Несколько двигателей вышли из строя, наблюдалось отклонение от заданной траектории, началось вращение. Короче с земли была подана команда штатно завершить испытание. Или, как они блеснули красным словцом, была осуществлена «быстрая внеплановая разборка», хотя мне более адекватным кажется перевод «скоростная внеплановая самоликвидация» – «rapid unscheduled disassembly». Кому-то это даже немного напоминало троллинг, но оно им не является, это, еще раз, был штатный режим ракеты.
Но какой момент здесь является для меня ключевым с «шаманской» точки зрения. И в отношении неудачных или неидеальных пусков SpaceX такое уже наблюдаю не первый раз. Ребята часто назначают пуски на «дни земли». Напоминаю, что в десятичном цикле все дни повторяются через десять. Первый день земли – это день с повышенной гравитацией, все становится центростремительным по отношению к Земле. Отклонение от нормы небольшое, но именно в таких вещах, как пуск ракет, это проявляется.
И то же верно для полупрофессионального и профессионального спорта. Вспомните, как, например, часто выглядит конец велогонки со средним километражем. К финишу подъезжает группа фаворитов, выжимающая из себя все до последнего. Все решают доли секунд. Таким образом, увеличение характеристик одного спортсмена лишь на долю процента даст ему преимущество такого масштаба, что на финише он будет выглядеть на голову выше своих соперников. Доля. Процента. Важна.
Так и с этой космическими пусками. Доли процента достаточно, чтобы сгенерировать отклонение, несовместимое с успешным продолжением полета. Но, с другой стороны, именно в дни, наименее благоприятные для полетов, становится возможным выявление дефектов и недочетов, которые в благоприятных условиях себя бы не проявили. Так что в этом смысле, наверное, случайности неслучайны.
Вообще интересен Илон. Наверное, когда-нибудь тоже стоит его разобрать.