Мы с вами зимой много разговаривали про дизайнеров, разгадывали их замыслы в отдельных постах, и у нас проскользнуло такое понятие "визуальные шутки". Один из моих уже уверенно виртуальных друзей, Валера Соколов, напомнил о нем недавно и предложил написать заметку. А я всё не могла взяться, потому что сформулировать-то сформулировала, а развернуть тему полностью даже для себя не могла. Несколько дней думала, почему это так важно.
Жанр визуальной шутки стал особо провокационным в то время, когда Марсель Дюшан взял и притащил на выставку обычный фаянсовый писсуар, и, поставив на него свою подпись, сказал, что это произведение искусства с подписью автора, а потому вы не имеете права его из галереи убирать. Или когда Малевич написал свой "Черный квадрат", который ценен, конечно же, не выдающейся техникой, а идейной стороной: "Вы жаловались, что искусство деградирует? Нате вам финальную точку. Кушайте, не обляпайтесь!" Всё это пробирает до колик, когда владеешь контекстом. А если нет, то вызывает недоумение, конечно. Потом прочитал или тебе объяснили, и ты такой: "Аааа!" - и чувство, будто до тебя дошло, как до жирафа.
То, что мы видим сейчас, это отголоски той же традиции. По подиуму маршируют тряпичные монстры, надувные шарики, какие-то кошмарные сущности, будто сошедшие со страниц комиксов и из видеоигр - кому это надо, и главное, зачем? Иногда это выглядит несуразно, иногда жутко, и чаще всего непонятно. То же и в рекламе, особенно если вы хоть краем глаза видели в ныне запрещенных социальных сетях рекламу современных дизайнерских марок с маленьким ассортиментом. Такую, где очень полные девушки облачены в платья с разрывами, модели выглядят, как бедные студенты на вечеринке в загородном дачном поселке, пока нет бабушки, а креативные съёмки с очевидно большим количеством ретуши и вдумчивой постановкой гротескны: то кресло засасывает модель, то ещё какая-то дичь происходит.
Вот здесь вы очень здорово прокомментировали все нюансы этой запредельно странной коллекции:
Среднему потребителю в повседневности такое дико. Мне даже дико, хотя я в теме много лет и у меня есть местами даже соответствующее образование, я к этому в свое время очень долго привыкала. Но у меня специализация другая, я как раз с нормальными людьми работаю, которые скорее пойдут смотреть классический балет в Оперный, чем экспериментальный показ. Тем не менее, нам с вами нужно знать эту область моды и искусства, которое перетекает в маркетинг. Она должна стать для нас с вами понятной, прозрачной и познаваемой. Пусть она остается неприятной, но хотя бы не будет пугать.
Итак!
Когда вы видите что-то очень-очень странное, что-то отвратительное и пугающее на подиуме или на модной фотографии, попробуйте посмотреть на это с той точки зрения, что кто-то пытался пошутить.
Да, юмор может быть черным. Может быть подростковым, физиологически-сортирным. Может быть предназначен для узкого круга высоколобых снобов, которые читали одни и те же книжки или причисляют себя к одной и той же школе, и тогда за пределами круга его не поймут, это нормально. Может быть откровенно неудачным. Это может быть грустная шутка, неудачная, наивная, но всё же это шутка. Просто вам её произносят не словами, а картинками.
Ключевой здесь будет основа современного искусства - так называемая "постмодернистская ирония". По факту, мы живем в век шута - у него нет авторитетов, он даже королю не то что правду может говорить, а подчас и грубить в лицо. Зачем это нужно? Чтобы люди начинали обсуждать реальные проблемы.
Юмор - очень агрессивная категория. Понаблюдайте в повседневности за собой и близкими, и вы будете удивлены, сколько острых и неприятных ситуаций вы разрешаете за счет смеха. Шутя, вы боретесь с тем, что вам не нравится в семье или на работе, выставляете границы, иногда даже припугиваете супруга или ребенка. Он понимает, что в буквальном, гротескном смысле вы не исполните своих обещаний, но реальную угрозу вы обозначили.
Что происходит в процессе? Вы разрушаете некие смысловые структуры, которые вам не нравятся. В массовой культуре то же самое: высмеивая какие-то типичные явления, шоу их постепенно разрушает, ставит под вопрос их полезность и жизнеспособность. Так они постепенно уступают место новому — в идеале целесообразному и живому.
Это лишь одно из возможностей ваять дизайн, конечно. Можно оставаться в рамках прекрасного, это уже что-то вроде визуальной поэзии. Вот, например, у нас с вами был разговор про Зендайю и их выходы с Тимати Шаламе на премьерах "Дюны". Сплошные рифмы смысла, цвета, формы:
А как голая агрессия дизайн или стиль начинает читаться, когда производится исключительно "на серьезных щах" - и это моя единственная претензия к новому образу Ирины Шейк, например.
Однако я вот смотрю на студентов богемного толка в своем городе-миллионнике и понимаю, что с чувством юмора у них всё в порядке. И исследуют, и создают, и носят - и этим очень оздоравливают пространство вокруг себя. Вот, например, на первом фото висит классический тренч, в который вшита спортивная куртка - "хочу всё сразу, я элегантный пацан". Моя бабушка оценила, смеялась до слёз, но как-то по-доброму очень.
Что из нового? Вот, выложила сегодня разбор весенней коллекции Bottega Veneta на "Альфа Центавре", и оказалось, что на них сейчас работает очень пожилой дизайнер, который стал классиком дизайна второй половины ХХ века - делал потрясающе интересную мебель, немного наивную, очень яркую, странную, как будто из снов и яви сразу. Его зовут Гаэтано Пеше, загуглите обязательно.
И вот, он сделал для них такие стулья, как будто их дети из пластилина лепили: 27 разных расцветок, сплошная нежность и сентиментальность.
Где тут агрессия, что эти волшебные стулья разрушают? А вот тут, мне кажется, идеальный баланс юмора, доброго творчества и какой-то очень правильной энергии, которая разрушает оцепенение и чопорность отношения "штоб было, как у людей" и предлагает нечто более живое и теплое.
Я считаю, если уж работать с юмором, то именно таким.
Отстаивать свою уникальность, право отличаться от "как надо" и закостеневшей традиции можно с нежностью. Хотя, конечно, у кого как лучше получается. Если вокруг вас люди собираются, а не разбегаются от неучтенно обидных шуточек, значит, всё путем.
В комментариях пишите, получается ли у вас удачно шутить и как у вас с чувством юмора в целом. Мне кажется, у меня адекватный юмор только сейчас прорезался, и это печально, но зато прочно.
Ну, и если я потребуюсь вам как стилист, то сайт с моими услугами и контакты для связи как всегда в профиле канала. Добро пожаловать!