Аяз-Кала – ну очень напоминает Масаду. Кто был, согласитесь? Только у узбекской версии крепость аж двойная. Цитадель на малом холме сторожит большую. Этот тандем и создает наиживописнейшую картину.
Есть тут и своя Змеиная тропа, не такая крутая и длинная, зато пролегающая через торосы песка. При подъеме в главный город тоже придется попыхтеть, а наверху осторожничать, чтобы не сдуло ветром.
Помните, в прошлый раз я рассказывал про крепость Сорока дев? Так вот, местный эпос вещает, что их сосед, чудо-богатырь Аяз, добивался любви от предводительницы этих амазонок. Хотел дружить домами. Успешно или нет, история умалчивает.
Крепость Тапрак-Кала - это точно топ из всех глиноземных фортеций в Каракалпакии. И не случайно, потому что здесь располагалась первая столица древнего Хорезма. На участке пол км на пол км жило три тысячи человек! И как они тут все помещались?
Оказывается, в городе не было отдельных домов, лишь кварталы из бесконечных комнат. Лабиринты этих "коммуналок" хорошо видны до сих пор. Местный правитель тоже не отставал от подданных: в своём дворце умудрился обустроить 150 комнат.
Советские археологи нашли здесь зал царей, зал побед, тронный и даже олений зал. И вот всю эту красоту люди неожиданно бросили. Крепость опустела полторы тысячи лет назад, скорее всего, потому что Амударья поменяла русло, и угодья стало трудно орошать.
На крепости Кызыл-Кала в пустыне Кызылкум я и попрощался с удивительной Каракалпакией, которая определённо внесла свежую струю под конец путешествия по Узбекистану. Кстати, Кызыл переводится как красный.
Форпост защищал столицу древнего Хорезма, про которую я рассказывал в предыдущем посте. Несмотря на меньший статус у Кызыл-Калы было два уровня (причем нижний так и не откопали), свой водопровод и необычный, хорошо сохранившийся пандус.
Внимательные заметят, что я поведал в итоге лишь о девяти крепостях. Дело в том, что десятым объектом приказывают руины некогда укрепленного поместья знатного торговца. И они совершенно невзрачные. Кто поедет этим же маршрутом, можете смело просить водителя пропустить Якке-Парсан.