Пароходами, конечно, никто давно не пользуется. Как не пользуется никто по назначению и Морским вокзалом. Почему так вышло и что же здесь сейчас?
Неподалеку от Морского вокзала с одной стороны находится общественное пространство "Севкабель Порт", а с другой - территория бывшего выставочного комплекса "Лэнэскпо", обнесённая по всему периметру забором. Так что теперь подойти к воде в этом месте не получится. Сам же Морской вокзал с огромной полупустой парковкой по-прежнему действует, но уже очень давно не в качестве места, куда причаливают круизные лайнеры. И дело не в пандемии или последних геополитических событиях, просто однажды он стал не нужным.
Морской вокзал на Васильевском острове, неподалеку от Галерной гавани торжественно открыли чуть больше 40 лет назад. Фасады здания, построенного по проекту ленинградских архитекторов Виталия Сохина и Леонида Калягина, облицевали специальными панелями. Благодаря им сооружение напоминает огромный лайнер с надутыми ветром парусами. А доминантой вокзала стал шпиль весом в 25 тонн и высотой в 78 метров.
Практически сразу после окончания строительства новый морской вокзал в Ленинграде начали использовать для обслуживания круизных лайнеров и паромов. Расцвет вокзала пришелся на начало 2010-х, когда сюда стали заходить паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасию», на которых жители и гости Северной столицы могли отправиться в путешествие в Скандинавию или Прибалтику.
Однако еще в начале XXI века стало понятно, что технические мощности Морского вокзала из 80-х не в состоянии работать с любыми современными лайнерами. В частности, он просто не мог принять круизные суда длиной боле 200 метров. В промежуточный период океанские лайнеры прибывали в Торговый порт Санкт-Петербурга. Валентина Матвиенко, будучи губернатором Северной столицы, заявляла, что необходимость в новом терминале стала очевидной, когда многие круизные компании просто отказывались швартоваться в грузовом порту, «ведь не всякий элитный турист захочет заезжать в город через черный ход».
Собственно, в 2005 году все на том же Васильевском острове началось строительство нового терминала, который получил название «Морской фасад». А уже в 2008 он принял первый лайнер, принадлежащий итальянской компании. На берег сошли свыше двух тысяч туристов из более 20 стран. Тогда же озвучивались планы по строительству речного пассажирского порта в устье реки Смоленки.
Идея была такой: круизников пересаживали на речные трамвайчики и везли в центр Петербурга. Реализовать всю эту красоту собирались не далее как в 2010 году. Как сейчас выглядит набережная в районе устья Смоленки, можно увидеть на фотографиях.
На полную мощность «Морской фасад» заработал в 2011 году. А в мае 2014 года сюда впервые зашло гигантское 330-метровое круизное судно Royal Princess. Пока новый морской вокзал пропускал через себя порядка 12 тысяч человек в сутки, старый стоял в ожидании своей будущей доли.
Весной 2021 года появился проект редевелопмента, ну или проще говоря, перепрофилирования Морского вокзала и его окрестностей. В здании ленинградского порта собирались открыть 4-звездочный отель с медиа-центром, а вокруг обустроить общественное пространство с променадами вдоль Галерного фарватера. Пока дальше разговоров дело не пошло.
Что же здесь сегодня? Если раньше попасть на территорию Морского вокзала можно было только по паспорту, то сегодня вход свободный. Стоявшие здесь еще пару лет назад рентгеновские аппараты, которые устанавливаются на вокзалах, благополучно убрали. Неожиданностью для нас стал тот факт, что при входе появился храм Николая Чудотворца. Он, правда, был закрыт.
Основная часть здания используется в качестве бизнес-центра, поэтому в выходной день здесь практически нет людей. Офисы расположились там, где раньше размещалась гостиница и межрейсовая база моряков. Но ни то, ни другое давно не работает. Хотя по-прежнему можно посмотреть на ресепшн уже несуществующего отеля.
В здании вокзала мы встретили буквально несколько человек, половина из которых пришли пофотографировать интерьеры. Красивая лестница и часть второго этажа местами затянуты сеткой. Видимо, чтобы облицовка не прилетела кому-нибудь на голову.
На втором и третьем этажах центрального зала можно совершенно бесплатно посмотреть на выставку, посвященную морской тематике. Сделано, кстати, весьма неплохо.
Так что пока власть имущие не придумали, что дальше делать с этим зданием, можно посетить экспозицию и заодно заглянуть в расположенный по соседству «Севкабель Порт». Там как раз есть благоустроенная набережная с видом на петербургское море.
Еще несколько фотографий Морского вокзала в галерее:
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- Петербург - город у моря, но местные жители этого не замечают, а власти не ценят