Исчерпанный конфликт - показатель эффективности
Основная цель - популяризация этого института в общеобразовательных учреждениях. На мероприятии собрались представители общественных объединений в сфере медиации, органов государственной власти, местного самоуправления, а также правоохранители и эксперты.
Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился заместитель председателя Общественной палаты Александр Сидоренко. Он отметил, что вопрос школьной медиации в медийном пространстве и в профессиональном сообществе не на слуху. Между тем конфликтные взаимоотношения в школьной среде - достаточно серьезная проблема. То и дело слышны злополучные истории о детской травле, изгоях. Зачастую эта проблема преследует школьников, которые не могут дать отпор более сильному обидчику.
К слову, негативные ситуации возникают не только между сверстниками, но и между их родителями и педагогами. Практика показывает, что конфликтов внутри педагогического состава отнюдь не меньше, и порой именно они порождают детские ссоры. В связи с этим необходимо обозначить конкретные механизмы, которые позволят если не искоренить эти процессы, то хотя бы их минимизировать. Одним из таких механизмов и является медиация - несудебный способ урегулирования конфликтов с участием третьей нейтральной стороны.
В 2019 году приказом департамента образования в Краснодаре была создана служба школьной медиации. Ее основная задача - обеспечение защиты прав и интересов детей и подростков, формирование безопасного пространства для их полноценного развития, воспитание культуры конструктивного взаимодействия в сложных ситуациях.
Сегодня в образовательных организациях города действует 97 таких служб. В их состав входит куратор - педагог-психолог, социальный педагог, завуч по воспитательной работе и классные руководители. Все специалисты проходят обучение в институте развития образования Краснодарского края. Служба медиации проводит просветительские мероприятия, мастер-классы, тренинги, игры, практические семинары, а также городской конкурс волонтерских команд «Южные медиаторы».
- За 2023 год в службу школьной медиации поступило 1240 обращений. Из них более 60% - конфликты между сверстниками. Наша работа считается эффективной, когда конфликт исчерпан и даны методические рекомендации по его предотвращению,- рассказала руководитель городской службы школьной медиации Валентина Мищенко.
Медиатор из «своих» или сторонний специалист?
Очевидно, что проблема конструктивного решения конфликтов среди молодежи имеет весомое значение не только в деятельности школ, но и для развития у подрастающего поколения таких качеств, как справедливость, ответственность за свои поступки, сочувствие и понимание. Об этом не понаслышке знает директор краснодарской школы № 8 Лидия Цимбал. Служба медиации ведет здесь свою работу с 2019 года. Кроме того, в старших классах проводятся занятия по правовой грамотности, что тоже способствует пониманию того, как взаимодействовать в социуме. Медиатором в общеобразовательном учреждении является заместитель директора по воспитательной работе. Между тем по вопросу о том, кто должен выполнять эту функцию - педагог-психолог из стен самой школы или сторонний специалист - у участников круглого стола неоднократно возникали дискуссии.
По мнению Цимбал, лучший расклад, когда в службу медиации входят школьные сотрудники, которые знают ситуацию изнутри.
- В организации медиативной работы могут участвовать и сами дети. Так, в нашей школе есть группа старшеклассников, которые входят в парадный расчет и являются неким авторитетом для остальных ребят. За этими мальчишками следуют ученики, на них равняются. В целом, медиация - дело для нас новое, но мы остро чувствуем, что оно необходимо. Гласность, желание досконально разобраться в проблеме, снять агрессию, примирить стороны – это главные задачи медиаторов. При этом считаю, что важно наказать виновного, дать понять, что такое поведение не поощряется. Ведь, как правило, безнаказанное деяние порождает следующее,- подчеркнула Лидия Цимбал.
В числе основных принципов медиации наряду с конфиденциальностью, равноправием и добровольностью - нейтральность. Может ли таковым являться школьный педагог? Президент Международной ассоциации медиаторов и адвокатов «МедиаТ» Варсеник Айрапетян убеждена, что нет.
- Медиатор не должен быть заинтересован в разрешении конфликта в ту или иную сторону. Если проблемы решают сотрудники школы - это не переговорный процесс,- прокомментировала Варсеник Сергеевна.
С ней согласен и Александр Сидоренко, утверждающий, что такой специалист будет стараться купировать проблему, увести ее из поля зрения руководителей и общественности, вовремя не проинформировав при этом органы внутренних дел.
Доверие и взаимодействие
Среди спорных моментов - критерии допуска медиаторов в общеобразовательные учреждения и нормативные акты, регулирующие это. Меры террористической безопасности и слабое информирование об институте медиации вынуждает директоров школы отказывать специалистам.
- Наши медиаторы хотят сотрудничать со школами на безвозмездной и добровольной основе. Но осуществить это сейчас достаточно сложно,- призналась Варсеник Айрапетян.
Разрешать этот вопрос было предложено посредством трехсторонних договоров между медиаторами, руководством школы и родителями учеников с предварительным уведомлением об этом департамента образования. Речь также шла о возможности создания реестра, в который будут внесены обученные лица, занимающиеся разрешением конфликтных ситуаций. Однако, как отметил председатель комитета городской Думы Краснодара по образованию, культуре, вопросам семьи и детства Павел Попов, для этого нет оснований, поскольку отсутствуют четкие критерии и профессиональный стандарт.
В рамках круглого стола было сказано и об особой актуальности медиации в современных условиях. Кубань, как известно, является пограничной точкой для переселенцев из новых территорий Российской Федерации. Много ребят из Донбасса приезжают учиться в краснодарские школы. Сложности адаптации и разность во мнениях приводит к конфликтам среди сверстников и их родителей. Представитель Краснодарской городской общественной организации «Союз многодетных семей «Кубанская семья» и руководитель проекта «Адаптационный центр для детей дошкольного возраста, прибывших с территории Донбасса и Украины» Евгения Качерова подтвердила наличие такой проблемы и отметила важность проведения медиативных работ на дошкольном уровне и среди учащихся младших классов, чтобы предотвратить пусть даже латентную угрозу.
Вовремя предупредить конфликты важно и для обеспечения безопасности, ведь даже мало-мальские споры порой приводят к тяжелым последствиям.
- Профилактические беседы с детьми, основанные прежде всего на доверии, будут играть на руку полиции, обществу и государству. По сути, участковые тоже медиаторы, ведь прежде чем возбудить уголовное дело, мы выслушиваем стороны, пытаемся их примирить,- сказал заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции Управления МВД России по Краснодару майор полиции Владимир Криковцов.
В завершение круглого стола участники пришли к единому мнению о том, что медиация - это важный институт, который должен активно развиваться и давать конкретные результаты, а именно - приводить к снижению конфликтных ситуаций. Однако сегодня мы находимся в начале этого пути: отмечается нехватка профессиональных кадров, «серые зоны» в правовом регулировании сферы медиации, слабое взаимодействие соответствующих организаций и общеобразовательных учреждений. Необходимо их тесное сотрудничество, распространение знаний о службе медиации и поддержка со стороны руководителей органов власти.
]]>