Найти в Дзене

Как Демидовские инженеры пытались заниматься промышленным шпионажем, да бороды им помешали

Оглавление

Большинство жителей Выйского посёлка (Нижний Тагил), включая женщин, не щадя себя трудились на благо «демидовской империи». Было это на рубеже XVIII - XIX веков – во время настоящего рассвета Демидовских заводов.

Черепановы отец (Ефим) и сын (Мирон)
Черепановы отец (Ефим) и сын (Мирон)

Семья

По словам В. Виргинского, библиографа Черепановых, в их семье было пять женщин, ответственность за которых полностью лежала на плечах Петра Степановича. Глава семейства большую часть года заготавливал дрова, которые «шли» на производство древесного угля для металлургических заводов. Остальное время он помогал женщинам с работами на их семейном наделе.

Карта расположения Выйского медеплавильного завода (с сайта https://ntgia.ru/post/1037/ Нижнетагильский городской исторический архив)
Карта расположения Выйского медеплавильного завода (с сайта https://ntgia.ru/post/1037/ Нижнетагильский городской исторический архив)

В общем, одному мужичку «тянуть» семью было тяжело. Поэтому на подрастающего сына Алексея возлагали большие надежды: он должен был стать достойным помощником отцу.

Лёша действительно рос работящим парнем: сопровождал отца на любую работу, будь то покос или погрузка угля. Он так и остался простым чернорабочим. А вот у его сына Ефима, рождённого в 1774 году в браке с крестьянской девушкой Машей, в жизни всё удачно сложилось.

Мастерская по изготовлению воздуходувных мехов стала для Ефима местом старта его карьеры инженера. Каждую свободную минуту он посвящал самообразованию. Настоящее же признание его способностей пришло к нему после участия в строительстве железоделательного завода на Карельском перешейке, куда он был приглашен графиней Салтыковой.

Уже в 33 года он становится главным плотинным девяти заводов, принадлежавших Демидову. Тогда же открывает бюро по разработке и испытанию различных механизмов и создает паровую машину, приводящую в действие станки на уральских заводах. Дальше – новый уровень ответственности - главный механик на тех же заводах. Его сын Мирон все активнее включается в деятельность отца и фактически, становится его «правой рукой». Семейный дуэт строит около тридцати паровых машин разного назначения. Но самое главное – они создают паровую телегу для перевозки руды.

Тоже рыжий

Хочешь верного и талантливого коллегу – вырасти его сам. Мирон был копей отца: такой же рыжий и влюблённый в изобретательство.

В 20-е годы XIX века Демидовские приказчики отправляют Черепанова старшего Англию, чтобы тот выяснил причину, по которой упал сбыт железа Демидовых.

-3

Всё дело в том, вспомните, что Петр I говорил, что в Европах бород не носят! И густую бороду англичане посчитали способом скрыть и личность и лицо. Но Ефим не спешил расставаться с пышной растительностью – вера старообрядцев не позволяла. В результате, можно сказать, что за веру свою он и пострадал. Аглицкие буржуины не дали ему не то что на чертежи посмотреть, но и сами паровозы он рассматривал со стороны.

Однако пытливый ум все же позволил ему сделать определенные выводы. В отчёте начальству он писал: «Смотрел паровую машину Мерея, что возит каменный уголь в один раз по 2 тыс. пудов на расстояние четырёх вёрст три раза в день. Машина сия зело диковинна, но для нас она негожа… машины их служат недолго, а потом часто стоят в ремонте».

Двенадцать лет спустя к Спенсу отправили уже Мирона. И как ни странно, все с «теми же граблями».

-4

Ну вы догадались, бороду Мирон так и не сбрил, поэтому и чертежей он, как и его отец, не увидел. Это ещё больше раззадорило изобретателей на разработку собственной уникальной конструкции сухопутного транспорта на паровой тяге. И в 1834 году они, наконец, представили его общественности.

Паровоз ушёл

-5

За полгода Черепановы построили паровоз, вмещавший примерно три с половиной тонны. Он развивал скорость до 15 километров в час. Перед классическим, английским, он имел ряд преимуществ:

– обладал 80 дымогарными трубками, равномерно распределяющих пар и заставляющих все механизмы работать слаженнее (у английского их было всего-навсего 25);

– «умел» двигаться назад;

– был легче и двигался по более широким рельсам, а значит, обладал большей устойчивостью.

Паровоз Черепановых
Паровоз Черепановых

К сожалению, изобретения Черепановых сгнили на задворках заводов, оказавшись не ко времени и не к месту, но это уже тема для другого материала.

Друзья, рады видеть вас на страницах нашего канала! Подписывайтесь, предлагайте в комментариях, о ком из известных личностей вы хотели бы узнать новые или малоизвестные факты.