Ирина сидела на скамейке в скверике недалеко от своего дома и плакала. Домой идти не хотелось. Её то тошнило, то охватывала злость, то накатывало бессилие. Эмоций было много, а что делать с происходящим в её семейной жизни, Ира никак не могла понять. Больше всего Ирину жизнь отравляли отношения с Антониной Валерьевной (мамой её мужа Дениса).
Замужем она была недавно, мужа любила, а вот свекровь с первого взгляда её невзлюбила. Казалось бы за что? Девушка была хороша, заботлива, чистоплотна. Просто образец идеальной жены.
Антонина Валерьевна была дамой немолодой и опытной. Она так могла «похвалить» или сделать такой «комплимент», что Ира ощущала себя облитой помоями. Из самых лёгких запомнился первый. При знакомстве с девушкой сына Антонина Валерьевна, придирчиво оглядев будущую невестку, сказала: «Хороша, нечего сказать. За такой глаз да глаз нужен. Так ведь не укараулишь. – Обращаясь к сыну, продолжила – Ты за руку её с работы будешь водить?».
– Нет, он мне пояс верности из музея пыток на свадьбу подарит – отшутилась Ира. Так была отбита первая атака в непрекращающемся потоке колкостей. С тех пор общение со свекровью Ира пыталась минимизировать, да только Антонину Валерьевну на мякине не проведешь.
Когда молодые зажили своей семьёй, благо квартира у них была отдельная, мама Дениса стала приходить туда как к себе домой. Для начала она приноровилась готовить к их приходу с работы. Не свекровь – а настоящий источник заботы!
– Вы уставшие, с работы голодные приходите, а тут я вас с горячим ужином жду! Почему вы не рады? – удивлялась Антонина Валерьевна. При этом она не обращала внимания на то, что у молодых могут быть на вечер другие планы, что они стараются не есть жирного и жареного на ночь, что продукты были куплены для приготовления других блюд. Мама Дениса ссылалась на то, что сын так 30 лет прожил и дальше так же будет.
Ирина не сдавалась, продолжая бороться за любовь:
- Она пыталась бойкотировать поздние ужины. Свекровь демонстративно обижалась, называла невестку неблагодарной. Каждый раз после её ухода молодожены ругались. Чтобы разрядить обстановку, Ира заняла вечернее время: тренировки, вокал и рисование позволили ей приходить домой после того, как свекровь уходила. Но ссоры не прекратились, а наоборот усилились. Антонина Валерьевна так раздраконивала Дениса, что к возвращению жены он не находил себе места от ревности.
- Ирина несколько раз разговаривала с мужем о том, что у них своя семья, что ему нужно поговорить со своей мамой. Что у Антонины Валерьевны должна быть своя жизнь, свои интересы. А пока она продолжает жить жизнью сына. Но Денис ей объяснял, что мама немолода, что в таком возрасте изменить уклад жизни сложно, да и нет никакой необходимости.
- Ира однажды даже забрала ключи от квартиры у свекрови, сославшись на то, что потеряла свои. Денис поменял замки и сделал всем новые ключи.
При этом мать Дениса не успокоилась и пустила в ход следующий приём. Приходя к молодым, она тщательно проверяла шкаф и комод, перекладывала их вещи по своему усмотрению так, что Ира потом не могла ничего найти. Металась утром по квартире, собираясь на работу. И пару раз опоздала.
Но вчерашняя выходка свекрови Иру окончательно добила. Проявляя «заботу», Антонина Валерьевна замочила Ирочкины блузки. В одном тазу оказались однотонные и цветные вещи, которые под действием горячей воды и стирального порошка полиняли.
Ира, обнаружив это, сама себя не узнала. Она кричала, плакала и даже обзывала свекровь нехорошими словами. Но Денис упрёков в адрес матери не принял. Он защищал Антонину Валерьевну и упрекал жену в неблагодарности.
Сегодня отменили занятия вокалом. Ире нужно было идти домой сразу после окончания рабочего дня. Она с ужасом думала о том, какой сюрприз её ожидает. От мысли про ужин и встречу со свекровью ее тошнило. Она злилась на себя, Дениса и его мать. Принимала решение о разводе. Спотыкалась о свою любовь к мужу. От бессилия у неё опускались руки… «Что делать? Что делать?» – тикала мысль в голове, разламывая её болью.
Она предполагала, что свекровь борется за власть над Денисом, конкурирует с ней за его любовь и прилагает усилия, чтобы отвадить Ирину от своего любимого сыночка.
Антонина Валерьевна со своей стороны недоумевала. Она изо всех сил старалась облегчить жизнь молодой семьи, вспоминая неустроенный быт своей комсомольской юности. После скитаний по общежитиям они с мужем отдали все свои сбережения молодоженам на первоначальный взнос за квартиру.
Ирина оглянулась. Увидев кафешку, переместилась туда. Призадумалась над чашечкой ароматного чаю.
- Она вспомнила свою подругу Аню, которую свекруха, как крокодил из анекдота, «переварила». Анина свекровь была постарше Ириной. И способы манипуляций были другие - болезнь. Анин муж всё время спешил к маме. То у неё гипертонический криз, то мигрень, то понос… Но болезнь болезнью, а дача по расписанию. И каждые выходные Аня безропотно вкалывала на грядках «любимой мамаши» наравне со свекровью. Когда Аня забеременела, её свекровь затеяла ремонт. Передвигание тяжёлой мебели и запахи красок сделали своё дело «на отлично». У Ани случился выкидыш. Когда Аня жалуется на жизнь своей маме и рассуждает о разводе, та отвечает: «Это твой выбор! Силой тебя замуж никто не гнал. Иди туда, откуда пришла. Это семья. Пожилому человеку нужна забота и помощь. Каково будет тебе, если я заболею, а твой муж побежит разводиться?».
- Вспомнила Ира и свою троюродную сестру Настю, сбежавшую от мужа со свекровью. Как бы Анастасия ни старалась быть хорошей и удобной, никак не могла угодить ни мужу, ни свекрови. Последней точкой стала ситуация, когда Олег (Настин муж) уехал к матери после очередного конфликта. Скандал начался ночью. У малыша были колики, он кричал, извивался, ненадолго затихал и начинал снова. Олег орал на жену, что она плохая мать, не может успокоить ребёнка. Из-за них он не может отдохнуть и уснуть. Под утро малыш утих и стал засыпать. Но тут встал Олег, и пошёл покурить на балкон. Сквозняк хлопнул дверью. Ребёнок от резкого звука проснулся и заплакал. Настя не выдержала и, когда муж входил с балкона, стукнула его кулачком в грудь. «Резьбу сорвало», Олег схватил её за волосы и начал пинать. Потом бросил, схватил вещи и уехал. Пытаясь заказать доставку продуктов, Настя обнаружила, что муж заблокировал все карты и теперь она без денег… Потом были суды, развод, и теперь Настя воспитывает сына одна. Мужиков на дух не переносит. А бывшего мужа иногда застаёт возле ограды детского сада. Он наблюдает за сыном издалека.
- Вспомнилась история Гали. Галина и Ира вместе работают и приятельствуют. Галя ходит к психологу и учится ставить свекрови границы. Но почему-то каждая постановка границ Галине выходит боком. Обязательно получится какая-нибудь кривая ситуация. Ведь границы можно ставить на своей территории и «лишать» оппонента важного для него качества жизни. А Галя живёт в купленной свекрами квартире, ездит на машине свекрови, отдыхает в турецких апартаментах родителей мужа. Уж кто-кто, а именно свёкры могут лишить её качества жизни!
Что же делать… Ира вздохнула, оглянулась и перевела взгляд на деревца вокруг кафе. Допивая чай, мысленно вернулась к удачным переговорам с клиентом. В сложных ситуациях Ира заглядывала в колоду карт со стратигемами. Китайские хитрости войны часто наводили её на нестандартные ходы. А что если применить рабочий инструмент в семье?
По привычке планировать, она тут же накидала в заметки смартфона шаги:
1. Перестать покупать продукты. Пусть свекровь готовит кашу из топора. Сама она за продуктами не пойдёт.
2. Взять отгул на работе и ключи от квартиры свекрови. Наведаться к той в её отсутствие, чтобы навести «свой» порядок в вещах в вещах свекров. Благо отец Дениса живёт на даче, а ключи всегда висят в ключнице. Зеркальный вариант. Нужно ещё будет обидеться за неблагодарность Антонины Валерьевны.
3. Попросить помощи в уходе за чужим ребенком и намекнуть на скорое расставание. Для этого придётся сочинить историю, но даже Христос использовал притчи для вразумления.
Ира решительно встала и пошла домой. По пути она по привычке чуть не зашла в магазин. Тормознула себя на пороге, улыбнулась и в ближайшем продуктовом киоске купила себе кефир на вечер.
Уже дома Ирина привычным жестом скинула туфли, и прошла в ванную. Помыв руки, зашла на кухню.
– Что-то ты сегодня рано. – удивился супруг.
– Педагог по вокалу заболела, вот я и поспешила домой. Давно с вами не засиживалась за душевной беседой. – съязвила Ира.
– Как здоровье, Антонина Валерьевна?
– Не жалуюсь, милочка.
– Вот и прекрасно. В здоровом теле – здоровый дух. Всегда восхищаюсь вашим трудолюбием и самопожертвованием. Теперь ваш прекрасный характер будет востребован как никогда.
Денис и Антонина Валерьевна с недоумением уставились на Иру. А та продолжала:
– На днях из роддома поедем встречать Свету. Она сильно переживает, что её свекровь со свету сживает. Вот я и предложила ей у нас пожить. Женщине важно быть спокойной, чтобы ребёнок рос здоровым. Развод им сейчас никто не оформит, а работать с грудничком на руках ей будет сложно. Я ей сказала: «У меня свекровь золотая, отзывчивая! И приготовит, и приберёт, и ночью к малышу встанет. А мы потеснимся, чтобы всем место нашлось».
– Без вас, Антонина Валерьевна, нам никак не обойтись. Если малыш будет плакать, Денис не выспится, а ему работать. А так вы всегда будете на страже. – Вдохновенно продолжала Ира свой монолог. – Да вы не переживайте, это не надолго. Полгода, плюс-минус пару месяцев. А потом мы к моим родителям уедем.
– Кто это мы, – решил уточнить Денис. По поводу приезда Светы он не стал возмущаться. Он хорошо помнил, как ещё в съемную квартиру к ним «на пару дней» приехал его «боевой» товарищ. Выставить его долго не получалось. Пришлось переехать...
– Я, Света и её ребенок.
– А ты-то почему, да ещё и без меня? Я к твоим родителям не собираюсь!
– Поэтому я и говорю, что я и Света с малышом. Я знаю, что ты не собираешься. Почему ты возмущаешься?
– А зачем это ты к родителям поедешь? – с подозрением уточнил Денис.
– Так очевидно же, – с невинным взором отвечала Ира – беременной женщине нужен не только покой, но полноценное здоровое питание. Я же говорила, что мне нельзя питаться той же едой, что взрослый мужик. Как в декретный отпуск пойду, так сразу и поеду. Там, наверное, и останусь. Мы со Светой решили реализовать интернет-проект. Если получится, а у нас обязательно получится, то с работы можно будет уволиться.
– А как же я?
– А что ты? У тебя мама вон какая прекрасная! Досмотрит, не пропадёшь.
– Что-то я засиделась, пойду. – Антонина Валерьевна резко засобиралась домой. – Завтра не ждите. Поеду на дачу, поживу до осени. Да и потом есть чем заняться. В санатории отдохнём. Ремонт давно не делали. В гости к дочери на новогодние праздники съездим…
После ухода свекрови Ирина взялась наводить порядок в комоде и шкафу на свой лад. Настроение явно улучшилось, она напевала и даже пританцовывала. Денис вился вокруг неё, пытаясь заглянуть в глаза то с одной стороны, то с другой.
– Ты беременна? Давно? Почему не сказала? Ребёнок ведь не только твой, но и мой, я вас никуда не отпущу… Погоди, я за цветами сбегаю, раз такое дело. – Денис рванул к двери.
– Продуктов лучше купи, список на столике в коридоре. – Не оборачиваясь сказала Ира и продолжила заниматься своим делом.
Но этим война со свекровью не закончилась. С тех пор Денис вечерами заезжает к маме поужинать. А Ира пошла к психологу, чтобы понять любовь у неё к Денису или любовная зависимость. Может быть лучше развестись, пока на самом деле не забеременела….
А вы как думаете? Что бы вы посоветовали героиням этих историй?