Найти тему
Театр, кино

Виктория Толстоганова в фильме «Волны»

Какой актрисе не хочется сыграть странную женщину с мешком собственных тайн?

Здесь она прекрасна.

Режиссер Михаил Брашинский снимает актрису Викторию Толстоганову с разницей почти 20 лет. Умеет дать актрисе яркую роль. Любопытный творческий тандем. В «Гололеде» это роль адвоката, которая упорно ищет приключений на свою шею. Ручная камера оператора, рваные нервные кадры, импрессионизм. Летучая улыбка героини.

В «Волнах» она харизматичная, но надломленная. Актриса без косметики. Унылое тряпье члена секты не украшает, но странным образом ладно сидит на точеной фигуре. И даже чуть приталенный жакет-телогрейка не скрывает, а подчеркивает ее неубиваемую красоту.

Виктория Толстоганова и Владислав Абашин играют героев с похожей драмой потери близких. Оба попадают в странную общину в поисках выхода из тупика. В тайном обществе все связаны энергией волны. Найдут ли они одну волну? Есть что-то от языческих ритуалов в сцене, когда героиня сбрасывает одежду и, нагая, открыто пытается соблазнить героя. (Похожая сцена есть в «Андрее Рублеве» Тарковского.) Не бесстыдство. Но сильная витальная энергия.

Показать тихую, но глубокую трагедию очень трудно. Еще труднее ее считать с экрана. Как трудно разглядеть глубину реки. Тема осмысляется создателями картины подробно. Через деталь. Фильм не простой, на любителя. Однако безмолвную сцену молитвы героини перед какой-то немыслимой треугольной «иконой» я бы посмотрела повторно.

Как обычно случается в антиутопиях, энергия секса пресекается. Только духовному гуру разрешен секс с духовно «чистой» женщиной. Сцена секса этого гуру с главной героиней снята скупо, без лишних эмоций и смакования. Они не в одиночестве(!) ведь вуайеризм не запрещен. Цель – шок главного героя. Шок, сочувствие, эмпатия, волны, волны…

Актер Владислав Абашин – почти Марлон Брандо в «Последнем танго в Париже». Все парадоксальные кульбиты человека, раздавленного горем. Отчаяние показано через действие, через деталь. Побег от цивилизации в лес. Эскапизм. Ветка плюс презерватив-тетива, и получилась рогатка. Белка убита. Первобытное разжигание костра и поедание добычи.

Куда пойти опустошенному человеку? Это вопрос к социуму, лишенному гуманизма. Визит к психиатру ведет к новому тупику: дурман антидепрессантов. Много вы видели доступных рехабов, где человека вытаскивают из полной жопы обстоятельств?

Хороши роли второго плана. Сергей Уманов играет убийцу своей жены, который топит свое чувство вины в ритуалах секты и воспринимает ее как единственно возможный рехаб. Много эпизодов с гудением-мычанием, почти как в тувинском горловом пении. Волны, волны… Актер играет заурядность своего героя, бывшего алкоголика. Слабость мужчины, который по стереотипам общества должен быть сильным – тоже любопытная тема сценария Брашинского.

Персонаж актрисы Ирины Бразговки должна умереть во имя идей секты, достигнув возраста 65 лет. Пожилых – на свалку. Актриса играет с внутренним зерном античной трагедии, с тихой улыбкой на лице. Она бесспорно очень красива на экране несмотря на активную сеть морщин. Тот случай, когда красота не уходит на пенсию. (Нашли ведь актрису без ботокса!)

Умение выигрышно подать актеров – сильная сторона режиссера. Вообще очень любопытно это желание не только анализировать со стороны (он кинокритик), но и самому снять кино.

Много ассоциаций с «Солярисом» Тарковского. Особенно в сценах с использованием Зума. Там тоже были головы на экране, говорящие из какого-то другого измерения. Ключевое понятие: другое измерение. Опять же волны, волны… Метафора коммуникации. Опять же тема потери жены, ее суицид, чувство вины героя. В фильме «Охота на пиранью» община старообрядцев показана как смачная экзотика. Картина пахнет немалыми деньгами. А здесь бюджет в разы скромнее. Авторское кино. Но идеи богатые.

Очевидно, не все зрители досидят до финальных титров. Надо терпеливо продираться через длинноты. Однако, чисто фестивальным фильмом для высоколобых его тоже трудно назвать. Фильм должен найти именно своего зрителя.

Есть какая-то ирония в том, что Михаил Брашинский, автор кровавого фильма про зомби «Шопинг-тур», является и одним из авторов камерной истории про психотерапевта в сериале «Без свидетелей» (очень тонкая психологическая драма с Ксенией Кутеповой, сериал – адаптация). Полярные жанры, оба датированы 2012 годом. Очевидно, он человек контрастов. Признаюсь, про зомби не люблю, а сериал «Без свидетелей» очень рекомендую!

Что еще добавить?.. Вот бы посмотреть на Толстоганову в каком-нибудь следующем фильме этого режиссера, уже на новом витке ее зрелости и профессионализма.

*******

*Михаил Брашинский – кинокритик, сценарист, режиссер. Обозреватель журнала «Афиша» (1999—2004), корреспондент Variety International Film Guide (1994—2002), журналов «Итоги», «Vogue», «Сеанс» и других. В 2003 году дебютировал как сценарист и режиссёр фильмом «Гололёд».