Говорят, что фильм «Впервые замужем» Иосифа Хейфица — более правдоподобный вариант той же темы, что в картине «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Мол, гораздо достовернее, что молодая мать-одиночка в советское время могла стать примерно никем, а судьба Катерины Тихомировой, сделавшей блестящую карьеру — чистая фантазия. Однако, я считаю, есть один нюанс.
Давайте вспомним ленту «Впервые замужем» и поговорим о ней подробнее.
Оба фильма, кстати, сняты в 1979 году, а вышли на экраны в 1980. В основе сценария «Впервые замужем» — рассказ Павла Нилина. Тоня Болотникова в 20 лет рожает дочку от мужчины, о котором мы знаем лишь, что звать его Аркадием, и он подло бросил беременную девушку, укатив на далёкую стройку.
Антонина училась в техникуме, однако, после рождения Тамарочки учёбу бросила. Работала маляром, разнорабочей, затем забрала дочь из садика, устроившись почтальоном. Катерина же ночей не спала, а совмещала учёбу и работу, её дочь Александра, видимо, сразу была отправлена в ясли, а потом в детский сад.
Однако, Тоня решила как можно больше уделять времени Тамаре, забив на собственную карьеру. Любопытно, что ждала она одного результата — любящую и внимательную к ней дочь, ведь заботливая мама всегда рядом — а получила эгоистичную и упрямую девицу.
Никакая это не «правда жизни», а простое различие характеров двух героинь и их методов воспитания детей. В Катерине неожиданно проснулась волевая женщина, желающая доказать себе, Рудику, всему миру, что она чего-то добьётся, а не скатится вниз, имея «обузу» в виде ребёнка.
Катя рогом уперлась, а вывезла и образование, и профессиональный рост. Дочери она явно не потакала, заставляя и учиться, и матери по дому помогать, домработницы у них нет, а Катерина на должности директора фабрики вряд ли от звонка до звонка работает. Александра — самостоятельная, уверенная в себе юная девушка. Маме не дерзит и довольно спокойно относится к появлению в доме чужого мужика, понимая, что матери выпал шанс устроить личную жизнь, и находя с Георгием общий язык.
Антонина уже малышку-Томочку слушалась, исполняя её капризы и чрезмерно балуя. Девочка росла, не зная забот, постепенно превращая мать в служанку. Явно Тоня экономила на себе, а дочке покупала всё самое лучшее. Тамарочка превращается из ребёнка в изящную модную девушку и приводит в дом мужа, и не подумав посоветоваться с матерью.
Ох, что тут начинается... Антонину настолько унижают, не ставят ни в грош, пользуются её скудными сбережениями, что на парочку так и хочется призвать кары небесные. Тамара чудовищна — внешность ангельская, личико невинно-миловидное, человек искусства — в ансамбле танцует. А под этой маской — чёрная душа.
Умом понимаешь, что Тамара сама во всём виновата, вырастив чудовище своими руками, но всё равно женщину отчаянно жаль. Работает она, кстати, лаборанткой, и даже не изучает что-то под микроскопом, а колбы грязные моет. Повезло только с квартирой, да и тут подруга помогла, выбила когда-то жилплощадь для матери-одиночки, небольшую, но отдельную.
Сходство между фильмами, кстати, и в том, что вначале героини жили в общежитии, а у Тони есть энергичная и хваткая подруга Галина — аналог Людмилы. Галина к 40 годам тоже детей не завела и есть намёк, что переживает по этому поводу, зато дом — полная чаша. Впрочем, счастья у Галины нет, хотя она нашла себе обеспеченного судя по всему мужичка (Людмила пока ещё в поисках солидного мужа).
А вот Тоня встречает-таки своего «Гошу», слегка с заморочками, но душевного, и наконец-то робко расцветает. Дочурка же огребает от судьбы и (что не очень правдоподобно) в кои-то веки почему-то не рушит жизнь матери.
Может быть, ещё всё впереди, но приятно, что для ещё вполне молодой по нынешним меркам Антонины забрезжило личное счастье. Лучшие годы ушли, напрасно потраченные на дочку, однако, есть надежда на что-то хорошее впереди.
Смотрели «Впервые замужем»? Жалели Тоню?