Найти тему

«Яндекс» создал «тренировочную базу» для складских роботов

Официальное открытие запланировано на май

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

«Яндекс» готовится открыть центр робототехники для тестирования собственных складских роботов «Маркета», сообщил «Forbes» со ссылкой на источник, знакомый с планами компании.

История вопроса:

Центр позволит «Маркету» оперативно тестировать прототипы, проверяя рабочие гипотезы, а также быстрее собирать новые промышленные роботы и внедрять их в работу складов для сокращения расходов маркетплейса на хранение товаров на складах и рост эффективности его логистики.

Центр площадью 1 700 кв. метров будет находиться недалеко от станции метро «Аминьевская». Он будет состоять из офисной части и отдельного пространства площадью около 1 000 кв. метров с тестовым полигоном, имитирующим складской объект с металлической конструкцией из стеллажей весом 17 тонн.

В «Яндексе» подтвердили скорое открытие центра робототехники, который станет хабом для работы соответствующего подразделения маркетплейса, численностью почти полсотни сотрудников. Официальное открытие центра назначено на май.

– Наличие и развитие подобного центра и крупного подразделения робототехники позволит «Маркету» оптимизировать затраты на отгрузку с фулфилмента (CPI или cost per item), развивать максимально автономные склады с минимумом операционных затрат, перемещать людей на менее рутинные операции, сократить неэффективные перемещения людей по складу, – объясняют в «Яндексе».

В списке вакансий «Яндекса» до недавнего времени была свободной вакансия руководителя продукта и развития бизнеса в «Маркет». Его задача собрать команду единомышленников, чтобы начать продавать собственные робототехнические решения.

Ранее тестирование роботов происходило на крупнейшем логистическом объекте «Маркета» в подмосковном Софьине. Оба представленных на данный момент робота — инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus – участвуют в стандартных операционных процессах комплекса.

– Оценить стоимость решения от «Яндекса» без точных характеристик достаточно сложно, но при серийном производстве базовая омниколесная логистическая платформа на 500 кг с лазерной системой позиционирования в производстве нам обходилась в районе 1-1,5 млн рублей без учета системы инвентаризации и дополнительного ПО, – говорит основатель «АРС Смарт Роботикс» (занимается роботизацией онлайн-ретейла) Лев Киселевский.

Мировой объем рынка складской роботизации в 2021 году составил $6,21 млрд и при среднегодовом темпе роста 9,5% достигнет к 2030 году $14,73 млрд, свидетельствуют данные исследовательского агентства Next Move Strategy Consulting.

Эксперты Mordor Intelligence ожидают, что рынок вырастет до $23,09 млрд уже в 2027 году (с $9,88 млрд в 2021 году, увеличиваясь в среднем на 15,33% в год).

«Маркет» входит в сегмент «Электронная коммерция» вместе с сервисами «Еда», «Лавка», Delivery Club и «Доставка». В 2022 году выручка направления выросла на 67%, до 101,2 млрд рублей, товарооборот e-commerce увеличился почти вдвое, до 308 млрд рублей, а доля сегмента в общей выручке группы составила 17%, следует из отчетности «Яндекса». Общая площадь складской инфраструктуры «Яндекс.Маркета» превышает 300 тысяч кв. метров — включая логистические комплексы в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге.

– Без внедрения новых технологий в сфере роботизации компаниям сложно совершить качественный прогресс в вопросе экономической эффективности бизнес-процессов, — рассуждает Лев Киселевский. – К примеру, в сегменте e-grocery (доставка продуктов) основные затраты приходятся на сборщиков в дарксторах и курьеров. Курьеров в обозримом будущем заменить на автономных роботов-доставщиков не получится из-за сложности технологии и условий эксплуатации. А вот внедрить роботов для сборки заказов в дарксторы вполне реально, и это единственное решение, которое позволит увеличить производительность труда в три-четыре раза. Только оптимизацией бизнес-процессов такого эффекта достичь не получится.

Робототехника на складах с учетом сетапа, настройки, ошибок на первом этапе, обучения системы и более высокой стоимости персонала пока дороже, чем ручной труд для большинства товарных категорий, полагают аналитики.

– В России сегодня соседствуют полностью неавтоматизированные склады (Wildberries) и сильно автоматизированные склады (СДЭК, «Катрен», Ozon). Поскольку ситуация с компонентами неоднозначная, так пока и останется, – полагает сооснователь Data Insight Федор Вирин.

Если «Яндекс» сможет предложить дешевое решение с умным конвейером, то в условиях 70%-ного роста спроса на логистику только у е-commerce, запрос на автоматизацию будет очень высоким.

Артур Мартиросов, венчурный партнер фонда «Восход» (инвестирует в том числе в робототехнику), обращает внимание на то, что на рынке уже существует ряд компаний, активно разрабатывающих схожий продукт.

– Ronavi Robotics, «Киберсклад». Важно отметить, что Россия по среднему показателю плотности роботизации почти в 20 раз отстает от мировых значений: 6 роботов на 10 000 рабочих против 126 в мире, – прикидывает он.

Решения «Яндекса» могут быть интересны как крупным логистическим операторам (СДЭК, «Деловые линии», ПЭК, Pony Express), так и ретейлерам (X5 Group или «Лента»), которым также необходима автоматизация складов.

Напомним, «Яндекс» разработал два прототипа складских роботов: один из них будет заниматься инвентаризацией в логистическом комплексе «Яндекс Маркета». Второго «трудоустроили» в даркстор «Яндекс Лавки». Здесь робот будет раскладывать товары по полкам и подносить сборщикам заказов. LR