Найти тему
Артельный Ряд

Шансон де жест

Нет, это вовсе не тот шансон, о котором вы могли подумать! Это французский средневековый эпос. Пожалуй, из всех национальных эпосов феодального времени наиболее цветущий и разнообразный. Он дошел до нас в виде поэм, из которых древнейшие сохранились в записях начала 12 в., а наиболее поздние относятся к 14 в.

Карл Великий оплакивает Роланда. Миниатюра. 1290 г. St. Gall
Карл Великий оплакивает Роланда. Миниатюра. 1290 г. St. Gall

Исполнителями этих поэм, а нередко и составителями, были жонглеры, которые разносили их по всей Франции. Всюду, где наблюдалось скопление народа, — на ярмарках, на постоялых дворах, на перекрестках больших дорог, во дворах и в залах замков, в монастырях и в церквях, когда справлялись большие праздники — можно было встретить жонглера, исполняющего такую поэму.
Жонглер энергичным возгласом приглашал слушателей к молчанию (слова "Faites la paix" — "Водворите тишину!" вошли в текст многих поэм в качестве запева) и затем начинал свой речитатив, аккомпанируя себе на маленькой арфе или, чаще, виели - примитивной скрипке. Обычно он не успевал до наступления темноты закончить всю поэму; в таких случаях он прерывал свою декламацию и откладывал продолжение до завтра или до следующего праздничного дня. Если поэма была обширная, ее хватало на неделю или больше.

Chansons de geste буквально значит "песни о деяниях", "песнь о подвиге". Они посвящены деяниям и подвигам рыцарей, событиям эпохи короля франков Карла I Великого (Carle Magne, или, как он часто называется именно в жестах, откуда это имя и проникло в литературу и обиход - Carlemagne, Шарлемань). Появились они в северной Франции и пограничных с нею регионах (Фландрия, Лотарингия и пр.).

Написаны жесты в особой поэтической форме - лессой. Поскольку самые первые лессы сочинялись для прославления деяний святых, в жестах навсегда остались сильны мотивы борьбы с язычниками за "истинную веру" - изрядную часть своих подвигов герои совершают, сражаясь с маврами (сарацинами) и защищая "христианские ценности".

Это не народные песни, в нашем понимании - жесты всегда имели конкретных авторов, просто имена далеко не всех из них сохранились. Но сама структура произведений, компоновка сюжета и "техническое исполнение" подразумевают участие одного человека в создании от начала и до конца, даже если (и зачастую именно так) это была переработка каки-то более древних поэтических или прозаических сочинений. Имена некоторых из них всё же известны, и даже какие-то детали биографии - например, Адене Ле Руа, жившего в 13 в. при дворе герцога Генриха III Брабантского, а затем графа Фландрии Ги де Дампьера, который написал жесты "Большеногая Берта", "Детство Ожье" и "Бев де Коммарши".

Самый знаменитый шансон де жест - "Песнь о Роланде". Гимн того времени, когда уже сложилось сословие рыцарей с его особой идеологией, и рыцарский кодекс чести. Огромное количество произведений искусств создано на сюжеты "Песни о Роланде".

Роланд трубит в рог и пытается сломать меч Дюрандаль. Деталь окна, собор Нотр-Дам, Шартр, нач. 13 в.
Роланд трубит в рог и пытается сломать меч Дюрандаль. Деталь окна, собор Нотр-Дам, Шартр, нач. 13 в.


#артельныйряд #пискунова37 #история #музыка