Найти тему
ORDA

Откаты транспортной политики: почему автовладельцы ездят по выделенкам для ОТ?

Оглавление

Восемь лет назад в власти Алматы к огромному неудовольствию автомобилистов начали создавать выделенные полосы для общественного транспорта. По мнению как чиновников, так и независимых экспертов, эта мера принесла хорошие плоды: общественный транспорт стал гораздо комфортнее и популярнее среди горожан. Но, кажется, теперь городской акимат пытается сломать то, что с такими усилиями создавал

Источник: Orda.kz
Источник: Orda.kz

Ровно 50 лет назад, в 1973 году, во французском журнале Le Sauvage вышла статья философа, социолога, экоактивиста и публициста Андре Горца «Общественная идеология автомобилизации». В ней автор через призму системной динамики беспощадно критикует политику властей европейских городов по созданию максимально благоприятных условий для водителей автомобилей. Так как, по его мнению, это только подталкивает ещё больше людей покупать себе машины, и те же самые проблемы воспроизводятся снова, но на более масштабном уровне, и решить их становится намного сложнее.

«Город», великий город, который для целых поколений считался чудом, единственным местом, где стоит жить, теперь считается «адом». Теперь каждый хотел бы отсюда сбежать и поселиться ближе к природе. Почему это произошло? Только по одной причине. Автомобиль сделал большой город необитаемым. Он сделал его вонючим, шумным, душным, пыльным и настолько перегруженным, что никто не хочет больше прогуливаться по вечерам. Таким образом, поскольку автомобили убили город, нам нужны быстрые автомобили, чтобы уехать по автостраде в пригород, как можно дальше. Какая прочная круговая логика: дайте нам больше автомобилей, чтобы мы могли выбраться из кошмара, созданного автомобилями», – писал Андре Горц.

С тех пор прошло немало лет и подходы к управлению транспортным движением во Франции и других европейских городах изменились. Теперь безусловный приоритет отдаётся общественному транспорту, а также велосипедам. Появились целые кварталы, куда запрещено заезжать на личном авто.

Одна из центральных улиц Парижа. Источник фото: wikimedia.org
Одна из центральных улиц Парижа. Источник фото: wikimedia.org

Следуя западным веяниям

Какое-то время двигаться в европейском фарватере пытался и Алматы. Так, в 2010 году в южной столице при акиме Ахметжане Есимове на проспекте Абая появилась первая в Средней Азии велосипедная дорожка транспортного назначения длиною 2,5 километра. В 2015 году при акиме Бауыржане Байбеке в южной столице по проспекту Абая – от улицы Момышулы до проспекта Достык – появилась первая выделенная полоса для общественного транспорта (ОТ).

Это почти сразу обеспечило положительный эффект. По информации в то время начальника управления пассажирского транспорта города Талгата Абдрахманова, количество перевезённых ОТ пассажиров выросло на 17–19%. Почти на 30% увеличилось количество рейсов общественного транспорта. Потом такие полосы появились и на других улицах и проспектах, в том числе на Толе би, Райымбека, Тимирязева, Желтоксан и других. И к сегодняшнему дню общая протяжённость выделенных полос для ОТ, по информации Департамента полиции Алматы, составляет более 143 километров.

Смена курса

Казалось бы, чёткий курс взят, и теперь город получит продуманную и современную систему общественного транспорта, а наличие своего авто перестанет быть необходимостью, чтобы передвигаться по мегаполису.

Но через недолгое время в период пандемии начались попытки свернуть с этого курса, откатить назад. Так, в апреле 2021 года Касым-Жомарт Токаев неожиданно поручил правительству и акимату «решить вопрос использования специально выделенных полос вне часов пик и в выходные дни». А затем МВД предложило по всей стране разрешить автомобилям передвигаться по автобусной полосе, исключение составляет установленный для всех городов единый час пик: с 07:30 до 09:30 и с 17:00 до 20:00.

Соответствующий проект был выложен на портале «Открытые НПА», но столкнулся с резко негативной реакцией множества горожан. И власти отказались от этой идеи. В частности, заместитель руководителя Управления городской мобильности Алматы Сымбат Мырзагулов сообщил, что благодаря «выделёнкам» время проезда автобусов сократилось на 40%, увеличился пассажиропоток и увеличилась скорость передвижения для горожан.

Парковки на выделенных полосах

Но есть ощущение, что, хотя власти от своей инициативы отказались, множество автовладельцев восприняли это как сигнал, что автобусы теперь должны делиться своими полосами с автомобилями, и развитие ОТ больше не в приоритете.

Участок «выделёнки» по улице Толе би в микрорайоне Тастак
Участок «выделёнки» по улице Толе би в микрорайоне Тастак

По крайней мере автомобилисты всё активнее и увереннее разъезжают по выделенным полосам, а последние практически перестали функционировать и превратились в фикцию.

Участок «выделёнки» по улице Толе би между улицами Аносова и Каримова
Участок «выделёнки» по улице Толе би между улицами Аносова и Каримова

Некоторые граждане настолько осмелели, что теперь не просто ездят по «выделёнкам», но и паркуются на них. Машины могут стоять там часами, но туда не спешат полицейские эвакуаторы. Один из типичных примеров – микрорайон Тастак. Там по улице Толе би располагаются несколько базаров, цветочные ряды, гипермаркет, торговый дом и мечеть. Выделенные для ОТ полосы там превратились в стоянки, где машины могут парковаться в два ряда, а автобусам вместе с легковушками и мопедами приходиться ползти по одной полосе. И никакой реакции от властей.

К чему это может привести и что говорят в полиции? Разбиралась «Орда».

Откаты транспортной политики: почему автовладельцы ездят по выделенкам для ОТ?

Orda.kz