– Мерзавец врач запретил ей рожать и научил средству избегать этого. (Л.Н. Толстой «Крейцерова соната»)
Эта цитата была в одной из недавних наших статей. И читательница поинтересовалась в комментариях: «Неужели во времена Л. Толстого уже были средства «избегать беременности»? Я решила изучить вопрос. Изучила, удивилась и найденным интересным делюсь с любознательными читателями.
Крестьянская контрацепция
У простого сельского народа понятие об интимной стороне жизни и механике деторождения имелось с детства, благодаря наблюдениям за дворовыми животными.
А вот со средствами контрацепции была проблема. Единственным реальным, работающим в некоторых случаях способом было длительное грудное вскармливание. Так что женщины, не желающие иметь больше детей, иногда затягивали процесс до 4-5-летнего возраста ребенка. И даже, по свидетельству историка Владимира Гиляровского, «продолжали и после кормить чужих детей и даже беззубых щенят».
Все остальные способы располагались в области магии. К примеру, изготавливались «волшебные средства» из менструальной крови. Некоторые можно было употреблять вовнутрь: пепел от сожженной испачканной сорочки; водный раствор с кровью, который нужно было пить или вдыхать пар от него, разбрызгав на горячие камни в бане. А другие использовать в обрядах. Например, воду с кровью наливали в бутылку, закупоривали и закапывали в землю. Пока бутылка в земле – вход для детей магически закупорен, и беременность не должна наступить. А если женщина снова захочет иметь детей, бутылку необходимо выкопать.
Насколько эффективны были эти способы – исторические источники умалчивают.
Аристократия и ограничение рождаемости
Женщины из высшего круга редко пользовались средствами контрацепции. Многие благородные девушки вообще не имели представления об интимной стороне жизни и сталкивались с нею только в первую брачную ночь.
Но и среди неоднократно родивших женщин контрацепция зачастую считалась чем-то аморальным. Это представление зафиксировал Лев Толстой. Когда из разговора с Анной Карениной Долли узнала, что Анна тщательно предохраняет себя от новых беременностей, она воскликнула:
«N`est-ce pas immoral?!»
(Фр.: Разве это не аморально?!)
Требовался какой-то авторитет (обычно семейный врач), который дал бы женщине разрешение на контрацепцию, и уважительная причина, например, очень слабое здоровье. Но даже рекомендациям врача следовать готовы были далеко не все.
Так, в одном из источников приводится цитата из дневника дворянки А. Знаменской, которая, размышляя над предложением врача воспользоваться предохранительными средствами, написала:
– Он говорил о каких-то тампонах, губках, да больно все это пакостно.
Использование специальных приспособлений и инородных тел казалось многим женщинам чем-то совершенно невозможным.
Реклама и продажа
Тем не менее, газеты совершенно не стеснялись во множестве публиковать рекламные объявления прогрессивных для того времени средств контрацепции. Вот, посмотрите, на этого бедного аиста с пустым клювиком.
Лев Толстой, кстати, новые веяния не одобрял. В работе «Что же нам делать?», он с горечью отмечал, что женщины из «богатых классов» повсеместно «стараются избавиться от рождения детей». И он имел в виду не аборты, а именно контрацептивы всех видов.
Вот резиновые изделия «для специальных надобностей». На заднем плане то ли чьи-то черные «очи страстные», то ли укоряющий взгляд Льва Николаевича.
Изделия и приборы для «известных надобностей».
Аппараты для механического предохранения.А именно, для спринцевания. Обычно использовался водный раствор с лимонным соком или уксусом.
Такими же растворами пропитывались специальные губки:
Они считались простейшим женским «предохранительным» средством, заключающимся в том, что перед началом полового акта необходимо ввести (сами знаете куда) резиновую губку, пропитанную лимонным соком или уксусным раствором.
При этом честно предупреждалось о минусах данного средства: «легкость сдвижения с места» и оказание «вредного влияния на нежные внутренние части».
А вот реклама золотых и серебряных предохранительных приборов!
Очень сложно, дорого и довольно пугающе:
«К концу XIX века стали использовать специальные кнопки или шеечные колпачки в форме луковицы с боковыми ответвлениями, которые вводили в полость матки. Такие контрацептивы изготавливались из оловянных сплавов, золота, серебра, слоновой кости, и платины с алмазами».
Ну, думаю достаточно. Как видите, дорогие читатели и читательницы, во времена Льва Толстого контрацепция уже существовала!
Кстати, какие-то отголоски этого «лимонного сока» я застала в рассказах своих старших подруг о «народной контрацепции» советского периода. Там же упоминались таблетки аспирина, которые нужно было не пить, а вкладывать в места, напрямую ответственные за деторождение.
Возможно, кто-то из моих взрослых читателей тоже слышал о народных или магических способах предохранения. Вообще, интересная тема. Надо, наверное, завести рубрику «санпросвет» ) Делитесь историями в комментариях.
-Дорогие читатели, подписаться на наш канал можно здесь-
+Инстаграм журнала "Женская раздевалка" здесь+
*Инстаграм автора здесь*