Найти тему

По следам конференции "Современная система спортивной подготовки в биатлоне" 2023

Ежегодно, в апреле в СибГУФКе (Омск) проходит конференция посвященная современному состоянию и проблемам развития биатлона. В студенческие годы, конечно, это вызывало у меня грандиозное впечатление. Во-первых, там часто выступали мэтры российского, а одно время и международного биатлона (кто-то ещё помнит, как там вещал Зигфрид Мазе?, а как секционные заседания шли в два дня из-за большого количества докладчиков?). Во-вторых, как следствие первого, можно было выкрасть хоть какое-то количество информации, как тренируются сильнейшие мира сего.

Конечно, за десять лет много воды утекло. А что ещё важнее, много волн информации теперь есть в открытом доступе океана Интернет. На конференции теперь нет кофебрейка с большим количеством плюшек, а в прошлом году, казалось, что она и вовсе изжила себя (хотя может всё и смешалось в то время). Но в этом году, можно утверждать, что появилось первое лёгкое дыхание. Были информативные и интересные доклады. А ещё, студенты досидели до конца! Это точно прорыв! Около 80 человек в зале и ещё столько же онлайн.(+/- 10).

Вкратце пробежимся по докладам, расскажу что было, за что зацепилась моя мысль (как бы субъективно, но и вас там не было). Пойдём по всей программе (темы докладов в прикрепленной программе, далее будет вольный пересказ):

Программа конференции
Программа конференции

1. Загурский Николай Степанович. О том как на Руси биатлону жить тяжело. О том что тренерский штаб биатлона по стране стареет, молодых спецов всё меньше. Но радует, что деток приходит всё больше, а чемпионы получают хорошие призовые, а также как биатлон вытиснил в сетке вещания развлекательные каналы.

Ну что можно добавить? Что как минимум два молодых специалиста тренерский штаб России пополнят в следующем году.

2. Новикова Наталья Борисовна. Очень информативный доклад, с донесением главной мысли: расширяйте двигательные умения в детском возрасте, учитесь всему: плаванию, лыжам, роликам, конькам, сёрфингу, гимнастике, жонглированию, виолончели и аккордеону. Во-первых, как пабочка, ваш мозг научится активнее усваивать информацию, даже будет перспектива стать разумным. Во-вторых, к этапу спортивного совершенствования ваша техника будет вариативной и гармоничной. А ведь именно эффективная техника, это реализация вашего потенциала. Вердикт: исправить техническую ошибку у взрослого, это почти утопия.

Также Наталья Борисовна задела очень острую тему: в России на начальном этапе подготовки не развивают технику игрой! И вообще не играют, а тренируют! Докладчик хорошо привёл примеры моделей подготовки детей в странах Запада (Норвегии, Германии, Швейцарии), где есть специальные лыжные парки, дети весело проходят препятствия, прыгают с трамплинчиков…да всё на лыжах. Что можно возразить? Такая модель практически нереализуема в большинстве регионов из-за отсутствия материальной базы. У нас кое-где лыжную трассу тяжело назвать лыжной, не то чтобы трассой. А выставление змеек и ворот из лыжных палок уж точно занимаются (инвентаря то особо нету). Жизнь в регионах за 20кой рейтинга ФЛГР или 15ки СБР представляется лишь такой стратегией: ребёнок должен показать результат до 16-17 лет, иначе отдать его в более богатый регион не получится, а дома его просто не обеспечат и не будет другого пути, как завязать и пойти рожать детей (что, я считаю куда лучше, эгоистичного «достигаторства»). Кроме того, только такой путь мог обеспечить благополучное существование тренера в этом мире. Хотя вот вопрос к обеспеченным регионам действительно остаётся, которые бы точно могли бы апробировать такую методику, чем собирать все слитки по стране и закапывать их к взрослому спорту (эффективность работы некоторых ОСШОР действительно вызывает вопросы).

3. Коновалов Василий Николаевич представил полный отчёт о том, как, чем и что контролировать. Всё по делу и методы опробованы. Но биатлонисты с лыжниками действительно не умеют бегать (маршировать при беге, не есть хорошее решение) и беговые тесты могут вызывать вопросы ближе к этапу высшего спортивного мастерства. В остальном просто золотой набор методов контроля!

4. Голавачёв Александр Иванович. О подготовленности систем энергообеспечения лыжников юниоров. Гликолитическая система юниоров ещё отстаёт от взрослых, а аэробную можно ещё подтянуть... Если честно, здесь я немного вылетел из потока, большая загруженность слайда табличной информацией сделала своё дело. Дождемся статьи, чтобы воспринять всё полностью.

5. Представитель Республики Беларусь, Рыбина Ирина Леонидовна рассказала всё о питании в биатлоне. Добротная информация о том что, когда, сколько и почему рафинады не всегда хорошо. Думаю тем кто впервые задумывается о питании, это кладезь. Но поскольку я читал спортсменам лекцию на эту тему, то для себя нового не узнал. Добавлю лишь то, что одно дело рассказать это спортсмену, другое применение этих знаний на практике (и если осознанности не хватает, то РПП распространено чаще).

6. Кондрашов Андрей Владимирович, да тот самый, чей голос мы так любили при просмотре лыжных гонок, до их возвращения на федеральный канал. Доклад о том, что гонки преследования в биатлоне изжили себя. Согласен, сейчас плотность результата на Кубке Мира такая, что подняться из глубины протокола на первое место не реально! Или вы Йоханес Бё, но так как Йоханес выиграл все спринты, то вы это вы и остаётесь где-то в глубине. Требуем пересмотра правил и начисления очков от ИБУ! Хотя мне больше захотелось пересмотреть гонки, когда Легков и Колонья рубились на одни трассах, под комментариb Андрея Владимировича!

7. Сивкова Юлия Николаевна. Об эффективности альфа-трениннга. Конечно, меня удивило, что докладчик заявлял, что мол никто и не использовал. В нашем ВУЗе, ещё до меня активно изучали этот метод. Я своими глазами видел, как Таламова Ирина Геннадьевна провела ряд доказательных экспериментов. Но я рад, что метод жив и может Юлии Николаевне получится его продвинуть в массы!

8. Реуцкая Елена Александровна, показала, как лактатные кривые в ступенчатом тесте уходят вниз влево, а пульс и скорость растут. Как бы всё справедливо, не подкопаться. А вот мощностные показатели рук не у всех выросли. Также докладчик продемонстрировал, что если вы в загнались, то и композиционный состав тела может дать разгул. И вообще, если вы уже в яме, то дайте организму вылезти из неё, пусть весь мир подождёт. Подтвердим.

9. Куделин Александр Иванович. Опять же про то, что надо было раньше всему учиться, в своё время! Не пропускайте базовый этап обучения, достигайте устойчивого, затем вариативного навыка, а уже после загоняйте себя в рамки скорости, соревнований и прочих сверхстрессов. Согласимся, что к обучению и развитию ведёт также сложные задания, требующие высокой концентрации – до утомления! Кстати, Александр Иванович рассказал, что можно увеличить отростки нервов до 2мм в день при таких концентрациях в обучении – что около 6см в месяц и 72см в год…резонно встаёт вопрос размеров..(конечно, это образный пример, к тому же, если вы ничему не учитесь, то всё это отмирает).

10. Махамбетов Тимур Жадгирович. Рассказал о подготовке юниорок сборной команды. Что использовали, чем ещё можно прибавить. О том, что модель используют схожие модели циклов с взрослыми, дабы подготовить спортсменок к основным составам. Это не значит что их содержание такое же. Напротив, используют больше смешанную модель подготовки. Что проглядывалась в данных и что докладчик подтвердил в ответах: спортсменки приходят в команду с высокими (или около модельных) силовыми показателями, но при этом при малом ударном объеме сердца и низком МПК. Как вам? Вот оно долгосрочное веяние методик в стране крайностей. Ребят, только рациональная, гармоничная подготовка до взрослых, а потом уже все ваши концентрации на одном качестве.

11. Дальше, докладывал я, но докладчик я пока не очень. Что я хотел донести: имейте модель того, к чему вы хотите придти (модели лидеров), понимайте на каком уровне ваш спортсмен, контролируйте данные параметры, вносите коррекции. Максимально ваш процесс должен быть смоделирован: это и понимание и управление процессом.

Да, даже Й. Бё не идеален, если смотреть на идеал.

12. Ленькова Софья Александровна рассказала о том, как же практичен, эффективен тренажёр Скат, особенно его новые модификации. Так сказать, для особо упёртых убедительные картинки и данные. Например, как экс-лыжница Наталия Шевченко, нагнула всех на Чемпионате России с безупречной стрельбой. А в этом ей помогал Скат (что хорошо было видно в показанных видео стрельбы). В общем, берите, используйте!

13. Лиховец Наталья Сергеевна рассказала о том, как же восстанавливаются спортсмены высшей квалификации в лыжах и биатлоне. И нет, это не алкоголь (а нужно было вносить его в анкету). Доступные средства "forever": аутотренинг, водные процедуры, самомассаж и другое. Наталья Сергеевна молодец, это единственный студент СибГУФК, кто участвовал в роли докладчика, уверенно!

Конечно, я что-то упустил и ретранслировал только вам только рефлексию всего увиденного. Надеюсь, что в будущем, конференция запылает ещё большим огнём, чтобы осветить тьму на дороге познания. А вы окажетесь на ней. Передал привет вашим мыслям! Задавайте вопросы;)