Наш трудовой район Вагонка
На карте Вагонки появились новые улицы с нарядными зданиями
в стиле неоклассицизма или сталинского ампира
Продолжение. Начало в №№ 12, 13.
Осенью1941 года и зимой 1942-го Вагонку захлестнула гигантская волна эвакуированных – около 70 тысяч человек. Большинство из них – женщины, дети, старики, подростки и не более пятой части – квалифицированные инженеры и рабочие. Людей нужно было не только как-то расселить, обогреть, накормить, но еще и обучить.
Строительство временного жилья шло огромными темпами. В течение сентября–декабря 1941 года его сдали в эксплуатацию свыше 200 тысяч м2,
повсеместно в жилых помещениях размещались двухъярусные койки. На площадке Уралвагонзавода появилось сразу 100 землянок, строительство которых вели коллективы цехов, сформировавшие строительные бригады, в которые входили и эвакуированные. Землянки строили трех типов: молодежные, семейные и общежития. За период с ноября 1941 по февраль 1943 года было выстроено 177 землянок, 106 каркасных бараков. Этот жилой фонд принимался с большими недоделками – без утепления, неоштукатуренный. В годы войны появились на Вагонке поселки Новый, 8-й, 8А, Петриковский, Молодежный городок. Поистине героический, самоотверженный труд работников Уральского танкового завода, завода № 56 Наркомата вооружений, строительного треста № 88
и других предприятий района навсегда останется в истории Нижнего Тагила, которому в числе первых в России было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Поддерживать стойкость и моральный дух, переносить лишения и трудности труженикам тыла помогали эвакуированные деятели культуры, работники заводских клубов и самодеятельные коллективы. В цехах во время обеда устраивались концерты, литературные вечера. В цеховых красных уголках выступали артисты Ленинградского театра Ленсовета, выдающиеся писатели и поэты, известные в стране режиссеры и актеры.
В годы войны впервые открылись школы рабочей молодежи, продолжал работать машиностроительный техникум, где можно было получать общее и профессиональное образование без отрыва от производства. В 1946 году в нескольких классах школы № 9 начала работу детская музыкальная школа № 2, переехавшая позже в Дом дирекции на улице Ильича, 2.
За 1945 год новоселье отпраздновали 205 семей. На улице Сталина (будущем проспекте Вагоностроителей) началось строительство трехэтажных зданий по проекту заводского архитектора Самойлова. В 1947 году на Девятом поселке появляются улицы Белинского, Луначарского, Добролюбова, Калинина, Котовского.
8 апреля 1948 года Советом Министров СССР был утвержден генеральный план развития Нижнего Тагила до 1966 года, выполненный тем же институтом «Горстройпроект» под руководством архитектора Москвина. Этот проект корректировал генплан 1933 года, сохраняя направление территориального развития жилой застройки и инженерного обеспечения. Изменения касались высотности и типажа зданий, дорог, автогужевого транспорта, новых площадок промышленного строительства. Для генплана 1948 года характерно сочетание заложенных в него передовых технических идей с существовавшими слабыми возможностями. Так, в системе автогужевого транспорта особое место отводилось строительству линии скоростного трамвая в Дзержинском районе со средней скоростью
35 км/час. План предусматривал постепенную ликвидацию временных поселков, возникших в предшествующий период в связи с эвакуацией промышленных объектов в военные годы. Строительством запроектированных зданий занимался трест № 88. Внутри строящихся кварталов по типовому проекту возводились детские сады. Авторы таких строений, например, на проспекте Вагоностроителей и улице Ильича, – архитекторы Лебедев и Штеллер.
На карте Вагонки в 1950-е годы появились новые улицы: Парковая, Бажова, Патона, застроенные нарядными зданиями в стиле неоклассицизма или сталинского ампира.
Именно в этот период было построено одно из красивейших зданий района – Дворец культуры Уралвагонзавода по проекту московского зодчего Залесской. Закладка здания состоялась летом 1951 года, а его строительство продолжалось до ноября 1958 года. Оно и сегодня является архитектурной доминантой старой Вагонки и поражает своей величественной красотой, архитектурной законченностью, стройностью, богатством и разнообразием интерьеров. Его облик отличается гармоничностью и строгостью. Особую прелесть дворцу придает сложное композиционное решение, напоминающее образцы архитектурной классики первой половины XIX века. Центральное здание оформлено величественным портиком, украшенным двумя рядами колонн. Боковые флигели, имеющие самостоятельные малые портики, соединяясь с центральным корпусом переходами, образуют два камерных внутренних дворика. Небольшой подъем пандусов и огражденные балюстрадами пространства перед портиками образуют своеобразные уютные площадки для обзора и прогулок. Для его внутренней отделки использован красный, розовый и белый уральский мрамор. Паркетные полы, оконные и дверные блоки изготовлены из дуба. Великолепные люстры украшают центральное фойе, танцевальный и театральные залы дворца. Дворец культуры имеет сложную планировку. В его ансамбле – театральный корпус с залом на 800 с лишним мест и вестибюлем, фойе с балконом, артистические комнаты, вращающаяся сцена, оркестровая яма (удаленная после реконструкции 2001 года). В левом крыле согласно проекту расположились малый зрительный зал на 200 мест, танцевальный зал и библиотека, в правом – спортивный и выставочный залы, кружковые комнаты. Возведение столь крупного архитектурного комплекса было делом исключительно сложным. В первые годы ассигнований поступало недостаточно, а вскоре вышло специальное постановление правительства о снижении сметной стоимости в строительстве. Огромных усилий стоило отстоять необходимость завершения всех отделочных работ в полном соответствии с первоначальным проектом. Последние 11 месяцев строительства директор завода Иван Окунев лично проводил ежедневные оперативные совещания на площадке Дворца культуры. На них присутствовали все, от кого зависел ход строительства: управляющий
трестом № 88 Кузьменко, главный инженер Мошинский, заместитель управляющего Коган, начальник участка № 1 Окунев, специалисты заводского управления капитального строительства Каневский, Кузнецов, Сычев, представители различных субподрядных организаций. Побывавший в городе в конце 1950-х годов известный писатель, литературовед Ираклий Андронников удивленно заметил: «Дворец культуры, которому равный сразу не найдешь».
Завершающим аккордом в строительстве Дворца стали массовые субботники и воскресники по разбивке и устройству парка на прилегающей территории. В октябре 1958 года здесь в три смены работали представители всех коллективов Уралвагонзавода – от металлургов до конструкторов танкового КБ. Трудились под звуки духового оркестра – копали ямы для посадки деревьев, разгружали землю с машин, планировали территорию. И, наконец, 5 ноября 1958 года Дворец культуры принял первых гостей. Спустя 15 лет в 1973 году он получил имя Ивана Васильевича Окунева, вложившего в его строительство всю свою неудержимую энергию и широкую душу. Как производственное подразделение ДК УВЗ – одно из крупнейших на предприятии. В лучшие годы во Дворце культуры работали более 60 самодеятельных коллективов, любительских клубных объединений и детских кружков, в которых одновременно занимались более пяти тысяч человек.
Возведенный по типовому проекту в 1957 году машиностроительный техникум стал одним из последних в городе, построенных в стиле сталинского ампира. Излишнюю суровость торжественному зданию придают упрощенно-строгие объемы, свидетельствующие о закате неоклассицизма. Элемент мемориальности в архитектуре здания придает рельеф с изображением знамен, вписанный в антаблемент портика парадного входа. В то время в Дзержинском районе техникум был единственным средним специальным учебным заведением. За годы его деятельности здесь было подготовлено не одно поколение квалифицированных специалистов Уралвагонзавода.
Продолжение следует.
Текст: Алла Пислегина, директор Выставочного комплекса УВЗ.
Фото: из архива Выставочного комплекса УВЗ.