Человеческий интеллект способен менять окружающий мир. Изобретатели создают вещи, которые делают жизнь удобней. Инженеры Уралвагонзавода ежегодно патентуют десятки изобретений, которые совершенствуют производство, повышают качество и снижают себестоимость продукции, выводят на рынок новые конкурентоспособные изделия. О пользе изобретательства и трудностях на пути к заветному патенту мы поговорили с главным конструктором КБ механизации и автоматизации производства Антоном Москвичевым.
– Антон Вячеславович, расскажите, как вы стали главным конструктором.
– Я окончил машиностроительный техникум, затем учился в НТИ УГТУ-УПИ (сегодня – нижнетагильский филиал УрФУ) по договору с Уралвагонзаводом. На предприятии действовала программа целевого обучения персонала. Многие действующие специалисты и руководители учились по этой программе. Далее – по всем ступеням: инженер-конструктор, начальник конструкторского отдела испытательного оборудования, заместитель главного конструктора, главный конструктор.
– Какие значимые этапы можно выделить в вашей карьере?
– Мне довелось возглавлять одно из самых сложных направлений – это разработка испытательного оборудования. Спроектировать испытательный стенд для какого-то узла или изделия в целом всегда непросто, потому что это связано в том числе с метрологией, необходимостью контроля параметров. Испытательное оборудование всегда находится в поле зрения, оно подлежит ежегодной аттестации. Постоянно ведется работа по модернизации стендов. Когда на заводе готовится к выпуску новое изделие, требуется новое испытательное оборудование для тестирования перспективных узлов.
– Как бы вы оценили масштаб рационализаторско-изобретательской деятельности?
– У нас в КБ сохранились старые документы, я их изучал. Из документов следует, что в советское время в нашем КБ деятельность изобретателей была активной. Было получено порядка 140 патентов. В начале девяностых эта работа по разным причинам сошла на нет. Второе дыхание изобретательская деятельность получила, когда создали управление интеллектуальной собственности, была разработана нормативная база, которая регулирует все процессы, связанные с обращением результатов интеллектуальной деятельности. Важным фактором стало включение изобретательства в ключевые показатели эффективности (КPI) руководителя. На предприятии действует патентная стратегия – этот важнейший документ привязан к ключевым продуктам предприятия. Каждая составляющая производства таких продуктов – конструкция, технология, оборудование, оснастка – подлежит патентованию.
– У вас есть свои изобретения?
– Да, конечно. Я как главный конструктор и руководитель участвую в тех работах, которые реализуются в КБ. У меня не всегда есть время, да и необходимость погружаться в проекты до последней детали. Как правило, я разрабатываю и предлагаю концепцию и компоновочную схему будущего объекта. У меня есть патенты как личные, так и полученные в соавторстве.
– Каким путем может пойти инженер, который хочет запатентовать изобретение?
– Есть несколько путей. Академический или классический способ заключается в том, что инженер изначально при выполнении технического задания ставит перед собой задачу сделать патентоспособное техническое решение. Другой вариант – это когда изучается интеллектуальная ценность конструкции уже после окончания проекта или на стадии его завершения.
– Какую помощь оказывает управление интеллектуальной собственности?
– Эксперты управления на основе глубокого изучения мирового опыта дают заключение о патентоспособности того или иного технического решения.
– В каком возрасте инженер наиболее эффективен?
– Трудно сказать. Это зависит от человека. В быстрой оценке патентоспособности технического решения помогает опыт, но и тут возможны ошибки.
– Какую пользу приносит изобретательство специалисту?
– На первом месте – статус. На инженера, имеющего патенты, смотрят как на более зрелого специалиста, чем на того, у кого их нет. На втором месте – важное подспорье в научной деятельности. Инженеры, которые учатся в магистратуре, планируют получать степень кандидата технических наук, могут предъявлять свои изобретения в качестве научных публикаций. И третье – материальная выгода. На предприятии действует система мотивации: производятся выплаты за признание технического решения патентоспособным, за получение и использование патента.
– Что бы вы посоветовали начинающим изобретателям?
– Авторам нужно заставить себя смотреть на все технические решения сквозь призму патентоспособности: изучать базы данных, мировой опыт, делать глубокий анализ. Глубина проработки технического решения зависит от настроя человека. Оценка патентоспособности конструкции, ее продвижение требуют много времени, но эту работу необходимо выполнять.
Текст: Леонид Кононов.
Фото: Алексей Гилев.