Найти тему
Культур-трегер

Как Кшесинская проявила бестактность к жене Николая II во время коронационных торжеств

Коронация последнего русского царя запомнилась не только Ходынкой, но и бестактным выпадом балерины Кшесинской по отношению к императрице.

Дело было так:

По протоколу царская семья должна была посетить все торжественные мероприятия, связанные с коронацией.

Одним из таких мероприятий был парадный балет "Жемчужина" Дриго в Большом театре.

Директор императорских театров был в курсе взаимоотношений Матильды Кшесинской и будущего Николая II, поэтому он не допустил балерину до участия в спектакле.

При этом ключевые партии были рапределены между московскими балеринами.

Узнав об этом, Кшесинская пришла в ярость и пожаловалась дяде царя - великому князю Владимиру Александровичу.

Великий князь, вероятно, вышел на самого Николая II. Поскольку в самый последний момент скандальной балерине все-таки выделили роль в спектакле.

Но т.к. все главные партии в балете уже были заняты (и заменить их без скандала тоже было невозможно), для Кшесинской в спешном порядке дописали партию не существующей ранее Желтой жемчужины.

Как вспоминала сама Матильда Кшесинская":

Я была счастлива, так как знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия дирекция своего прежнего решения не переменила бы.
Большой театр, украшенный в честь коронации Николая II, фото 1896 года.
Большой театр, украшенный в честь коронации Николая II, фото 1896 года.

Теперь представте торжественно украшенный Большой театр. В ложах члены Дома Романовых, дипломатический корпус, верхушка Российской знати, иностранные принцы и принцессы и т.п.

И вдруг на сцену неожиданно выходит бывшая фаворитка императорв в специально дописанной для нее партии.

Эскиз занавеса для премьеры балета "Жемчужина" Риккардо Дриго, 1896 год.
Эскиз занавеса для премьеры балета "Жемчужина" Риккардо Дриго, 1896 год.

Многие (если не все) сидящие в зале театра были поражены такой наглостью бывшей возлюбленной императора. Пикантности ситуации добавляло то, что царь находился в ложе театра вместе с молодой супругой и матерью.

Эскиз Михаила Бочарова для премьеры балета "Жемчужина", 1896 год.
Эскиз Михаила Бочарова для премьеры балета "Жемчужина", 1896 год.

Современник События Г. Иванов даже записал после балета: "Как, любя ее (Александру Федоровну), он (Николай II) мог утвердить такой список торжественного спектакля?".

В итоге событием дня стал не сам балет, а сплетни и пересуды о том, как Кшесинская проявила бестактность (своим появлением на торжественном балете в честь коронации) по отношению к молодой царице.

Впрочем, после драмы на Хрдынском поле об этом эпизоде надолго забыли.